(Продолжение. Начало см. № 124 от 29.11.2017)

Я училась в старших классах, когда набатное слово «БАМ» прокатилось по всем уголкам бывшего Советского Союза. У нас дома только появился телевизор, из которого звучали призывы ехать на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку, показывали, как уходили поезда с добровольцами, как там выступал Дин Рид. Постоянно звучала песня: «Солнце в небе светит мудро, молодеет древний край. От Байкала до Амура мы проложим магистраль!» Много позже я узнала, что часть БАМа построена и силами политических заключенных. Благодаря советской пропаганде роль этой категории строителей десятилетиями была скрыта.

Девиз всех строителей БАМа: «Пускай нам вечным памятником будет живущий и работающий БАМ!»

В 1974 г. БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Уже в 1977 г. была сдана в эксплуатацию линия БАМ — Тында. Строительство шло с двух сторон. В 1984 г. состоялась встреча бригад на разъезде Балбухта. На станции Куанда было уложено «золотое» звено: обе части дороги соединились в единое целое. 1 ноября 1989 г. весь участок магистрали в 3819 км от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре был сдан в эксплуатацию.

Четвертый раз, и снова поездом, преодолеваю путь от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре. Целый день наслаждаюсь видами за окном, смотрю, как и чем живет наша большая страна. Вижу знакомые названия, станция Болонь например. Железная дорога идёт то недалеко от реки, то вдоль автомобильных дорог, по которым мы ехали в ходе круиза по Амуру.

 

Снова Комсомольск-на-Амуре

Сначала из окна вагона увидела, а потом доехала до стелы, стоящей на въезде в город, с годом основания 1932 и надписью на асфальте перед ней: «Не пишите на стеле».

«Молодожёны приезжают сода», — сказал мне подошедший молодой человек. Опять доброта дальневосточников. Узнав, откуда я приехала, что интересуюсь историей России и что хочу проехать весь БАМ и не видела место, где он заканчивается, он повез меня по главному мосту БАМа, через реку Амур, под которым мы проходили на теплоходе, к стеле «Здесь заканчивается БАМ». Потом ещё почти два часа он показывал мне город, фотографировал в памятных местах, отказался от оплаты, сказав, что сегодня закончил свои дела и рад, что смог показать мне город, который очень любит.

 

Восточный БАМ. Тында

Снова поезд. Наконец-то еду по БАМу! Мелькнул за окном столбик 3819 км. Ушла влево ветка на Транссиб. По нему в пошлом году я проехала от Благовещенска до Хабаровска.

Новенький плацкартный вагон с кондиционером, биотуалетом и душем. Проводница, увидев у меня фотоаппарат, старательно протерла окно снаружи. Общение. Двое мужчин едут строить ветку к шахте, здесь добывают уголь, олово, золото, заготавливают лес. БАМ ожил. В соседнем купе молодой паренек читает Льва Толстого! Переехали по мосту через реку Бурея, которая впадает в Амур, на ней построена Бурейская ГЭС. 

Как только рассвело, иду в тамбур, где я проводила всё светлое время суток. Мне повезло, в составе шесть вагонов, мой — последний. Впечатление детства: когда ехали от бабушки в Инту, я любила стоять и смотреть на убегающие назад рельсы.

Это удивило моего попутчика Павла из Владивостока, гидрогеолога, изучающего подземные воды. Разговорились. Он в отпуске. В свои 66 лет один едет в глухую тайгу. Сойдя с этого поезда, поедет дальше на рабочем, до разработок угля, потом на вахтовке до стойбища эвенков, которые, если повезёт, добросят его к реке Сутам, берущей начало на северном склоне Станового хребта, притока реки Алдан, впадающей в Лену. Будет сплавляться на резиновой лодке, которая сейчас в рюкзаке, как и провизия и всё необходимое для его похода до сентября! А сейчас конец июля! Он рассчитал количество продуктов, на обратном пути будет ловить рыбу, да и тайга полна дичи! 

Его цель — дойти до места стоянки экспедиций Пояркова и Хабарова, где их застала зима. Стоянку он открыл сам несколько лет назад, найдя их лодки, на месте впадения реки Сутам в реку Гонам. Пытается зарегистрировать своё открытие. Поставил там табличку. Теперь хочет сделать всё более основательно, потому что годы идут, и кто знает, получится ли дойти ещё раз. Путь обратно, уже пешком с лодкой за плечами, — примерно 200 км! С преодолением Станового хребта! Да, не перевелись еще увлечённые люди на Руси! Общение с Павлом вызвало у меня удивление и восхищение!

А сколько необычных красивых зданий вокзалов увидела я! И на каждом — мемориальная доска о годах строительства и кем построено. Многие посёлки и станции БАМа строились одной республикой, краем, областью или городом. Так, тамбовцы построили станцию Хурмули, таджики — Солони, украинцы — Ургал. Войдя в здание вокзала в Ургале, я увидела огромное во всю стену мозаичное панно, главными фигурами на котором были русская и украинская девушки. Украинка с книгой в руке с надписью золотыми буквами «Навеки вместе»! Изменчивость истории — может, так и будет? Поселок и станцию Алонка построили организации Молдавской ССР. Москвичи строили Тынду, ленинградцы — Северобайкальск. Линия до Тынды называется Восточным БАМом, его столица — Новый Ургал.

Смотря на убегающие назад рельсы, я удивилась количеству мостов. Их на БАМе — 2230. И тут любят говорить, что это не дорога с мостами, а мосты, соединенные рельсами.

На одной из станций подошла к локомотиву, разговорилась с машинистом, и он пригласил прокатиться часок до следующей остановки в кабине. Я была в восторге! Вожу машину уже 25 лет, на реке Норилка управляла небольшим катером, и вот я в кабине тепловоза (эта часть БАМа пока неэлектрифицирована).

Он работает здесь больше 10 лет. Во всех его действиях и движениях чувствуется уверенность и опыт. Увидела специфику их работы, переговоры с диспетчером. А они удивлялись моему желанию путешествовать, интересу ко всему и смелости подняться в кабину. Я пыталась понять, как управляется тепловоз. Впечатление очень яркое. Смотрела и здесь, как одна колея разбегается на несколько на разъездах, потом опять сходится в одну. Теперь все «бежит» навстречу.

 Чем ближе к Тынде, тем больше техники и рабочих вдоль полотна — БАМ становится двухпутным. Время меняется на час ближе к Москве. Выхожу в Тынде — столице всего БАМа. Завтрак в поезде, чемодан в камеру хранения тоже в очень необычном по форме здании вокзала. Перешла по мосту реку Тында, прогулялась по городу, нашла музей БАМа, заказала экскурсию. После чего у меня сложилась правильная картина истории БАМа.

 

 

История БАМа. Западный БАМ

«Стройка века» — неофициальное название легендарного БАМа. Еще в 1888г. в Русском техническом обществе обсуждался проект постройки тихоокеанской железной дороги. Небольшой отряд прошёл в 1889 г. вокруг северной оконечности Байкала и пришел к выводу, что строительство невозможно из-за отсутствия техники и средств у России на тот момент. В 1926 г. ж/д войска РККА провели топографическую разведку будущей трассы БАМа. В 1932 г. уже вышло постановление о строительстве дороги силами ОГПУ — заключёнными и репрессированными. Среди них были К. Рокоссовский и А. Цветаева.

Уже в 1937 г. было определено общее направление трассы БАМа: от Тайшета на Транссибе, через северную оконечность Байкала до Комсомольска-на-Амуре и далее до Советской Гавани. В 1938 г. началось строительство от Тайшета, но в 1942 г. часть рельсов была снята для защиты Сталинграда. И только в 1951 г. прошёл первый поезд Тайшет--Братск--Усть-Кут (Лена). Участок Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань («стройка № 500») строили с 1939 по 1945 гг. Строительство БАМа в семидесятых годах возобновилось после советско-китайского пограничного конфликта на о. Даманский на реке Уссури.

Самый длинный в России пятнадцатикилометровый Северомуйский тоннель начали строить в 1977 г. Но был пробит до конца только в 2001г. После Тынды, сев в поезд до Северобайкальска, я проехала по тоннелю. Вдоль полотна увидела установленные в него металлические трубы и железобетонные колодцы — это система борьбы с вечной мерзлотой. Без них вода в сильные морозы вырывается из земли на полотно дороги, образуя ледяные горы. Их фото я видела в музеях.

Западный БАМ более живописен: горы, сопки, таёжные реки с перекатами, очень высокие мосты. Много, к сожалению, сгоревшего леса от лесных пожаров — не одно лето было здесь засушливым. Вдоль полотна тянут вторую линию. Дорога очень извилиста, часто в окно видела начало или конец нашего состава, который после Тынды состоял уже из 18 вагонов. Время изменилось ещё на час — еду на запад.

Три с половиной дня прошли незаметно благодаря красивым пейзажам за окном, выходам на станциях, разговорам с интересными людьми. Утром последнего дня солнечные блики — все прильнули к окнам. Сначала увидели разлив реки Кичера, впадающей в Байкал в Нижнеангарске, а потом и сам Байкал. От синевы и солнца захватывает дух! Я вышла через 23 км в Северобайкальске, чтобы четыре дня провести на Байкале..(Продолжение следует)