«КВН-49» в музее Бориса Пастернака в Переделкине

 

В советские времена перед Новым годом газеты часто рассказывали о трудовых подарках землякам от производственных и научных коллективов. Не был исключением и номер «Вперёд» от 31 декабря 1952 года. Очерк «Загорский телевизор» сообщал сенсационную но-вость: в нашем городе создана своя собст-венная модель телепередающего прибора!

«Купил, включил…»

К тому времени отечественное телевещание перестало быть экспериментальным — в продаже появился первый массовый советский телевизор КВН-49. Репутация у него была своеобразной: в народе его название расшифровывали как «Купил, включил, не работает», в то время как по официальной версии прибор звался «Кенигсон, Варшавский, Николаевский» по имени создателей.

По сравнению с опытными предвоенными образцами, напоминавшими тумбочку к «славянскому шкафу», КВН-49 казался компактным красавцем. Корпус из многослойной кле-ёной фанеры, чёрные карболитовые ручки переключения, квадратная или круглая линза на металлических полозках перед экраном. В линзу требовалось заливать дистиллированную воду, которую часто заменяли на чистую родниковую. На конвейер КВН был впервые поставлен на Александровском радиозаводе, совсем рядом с Загорском.

Стоил телевизор недёшево, но семье среднего достатка, теоретически, он был доступен. Тем не менее он оставался редкостью, в реальности позволить себе такую «роскошь» могли очень немногие.

Кстати: самый первый телевизор в городе, по-видимому, появился в кабинете начальника станции «Загорск» в 1940 году.

Загорский телевизор

Конечно, наш телевизор не дотягивал до «настоящего» телеприёмника и представлял собой новую модификацию довоенных аналогичных разработок. По своей сути это был даже не телевизор, а усовершенствованная приставка для радиоприёмника с возможностью приёма и демонстрации телесигнала. Его создателем был преподаватель ПТУ №  22 Сергей Урядов, один из корифеев местной радиотехники, воспитанник существовавшего в 1920-е годы клуба «Друзья радио».

На его счету было немало изобретений и достижений. Например, в 1939 году под руководством С. Урядова загорские профессиональные радиотехники и радиолюбители принимали участие в радиофикации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (павильоны Московской области и птицеводства).

Телевизор произвёл фурор в местной печати и дал новый толчок к развитию радиолюбительского дела в Загорске. Позднее Сергей Урядов и его ученики неоднократно возвращались к своей разработке. Так, в 1954 году газета «Вперёд» сообщила, что творческий коллектив С. Урядова готовит усовершенствованный образец телевизора для участия во всесоюзном конкурсе радиомоделистов. А тремя годами позже разработанный Сергеем Урядовым телевизионный трансляционный узел был экспонирован на Всесоюзной промышленной выставке в Москве.

«Голубой экран» за шторой

До конца 1950-х годов наше телевидение было однопрограммным, и только с появлением телевизоров следующего поколения (типа «Рекорд»), имевших более широкий экран и не нуждавшихся в выдвижной линзе, жители Загорска стали смотреть два телевизионных канала. Программу передач регулярно публиковала газета «Вперёд».

Для качественного просмотра требовалось затемнение, которое днём создавали при помощи штор. Остряки называли это «светомаскировкой».

К началу 1960-х появился ещё один экзотический прибор, получивший название «комбайн». Он состоял из встроенных в один корпус телевизора и радиолы с «вертушкой» для виниловых пластинок. Такие «комбайны» часто дарили молодожёнам на популярных тогда «комсомольских свадьбах».

Специфический свет экрана был оценён потребителями как «голубой». Поэтому в самом начале 1960-х появился термин «голубой экран» и, вслед за ним, популярная телепередача «Голубой огонёк».

При этом кроме ласкательных определений телевизор получил и другие прозвища. От стиляг пришло ставшее потом привычным — «ящик» или «телек», а совершенно негативными были «Верлиоко» (сказочное одноглазое существо) или «Чёрт одноглазый». Вызвано это было тем, что телевидение отрывало отцов семейств от домашней работы, матерей — от воспитания детей, детей — от учёбы и игр на свежем воздухе.

Большой надёжностью советские телевизоры никогда не отличались и требовали ремонта. Самая известная в Загорске мастерская находилась на проспекте Красной Армии и была постоянным «героем» публикаций в газете «Вперёд» тех лет. В зависимости от тональности «писем трудящихся», эти материалы были то хвалебными, то резко отрицательными.

Восемь часов в неделю

По данным на конец 1952 года в нашем городе насчитывалось всего 30 телевизоров. Газета «Вперёд» писала: «Владельцы их ежедневно слушают и смотрят передачи Центральной студии телевидения. У телевизорного экрана собираются соседи, знакомые и родные, коллективно просматривают телепередачи».

Из воспоминаний старожилов известно, что коллективные просмотры действительно практиковались, однако отметим, что «смотреть и слушать» телепередачи ежедневно тогда было всё же нельзя: телепрограммы транслировались четыре раза в неделю по два часа.

Сейчас старые телевизоры — большая редкость. Они появляются как винтаж в антикварных магазинах, украшают экспозиционные уголки музеев, присутствуют на всевозможных ретро-показах и презентациях.

Кстати: в конце 1950-х телевизоры ставились на учёт в Районном узле связи, за пользование взималась абонентская плата, 9 рублей в квартал. Средняя зарплата в тот же период — около 750 рублей.

Телевизор стал обязательным элементом праздника. Открытка, 1950-е.

Алекс Рдултовский