Среди больших праздников, исстари оживлявших в старину будни если не всех русских людей, то уж царя, его придворных и чиновных людей, важное место занимал праздник встречи нового года. Напомним, что долгое время на Руси отсчёт нового года начинали c 1 сентября. По некоторым сведениям, в Москве сентябрьский календарь был введён ещё при великом Московском князе Симеоне Гордом (1340-1353).

Особенно пышно новый год праздновали в Москве XVII столетия. Был установлен особый чин — «действо Нового Лета». При царе Михаиле Фёдоровиче (1613-1645) и на протяжении большей части царствования его сына, Алексея Михайловича (1645-1676), новогоднее действо, совершавшееся 1 сентября, называлось «Многолетьем» или «действом Многолетнего Здоровья». Лишь в 1660-х годах праздник переименовали в действо «Нового Лета».

Действо начиналось накануне 1 сентября звоном в особый колокол на колокольне Ивана Великого. Благовест кремлёвского колокола подхватывали колокола приходских церквей, и во всех храмах Москвы начиналась вечерня.

На другой день, 1 сентября, в кремлевских церквах совершались торжественные литургии. По окончании богослужения из Архангельского собора на заполненную народом площадь Кремля выходил патриарх, а из Благовещенского собора — царь. Патриарх выходил в присвоенном его высокому сану облачении, а царь в праздничных одеждах, в нарядной шапке «с пухом» (опушкой) и с посохом «индейским с каменьем» в руке.

Обойдя вокруг площади крестным ходом, царь и патриарх подходили к вынесенным на площадь аналоям и останавливались друг против друга. Патриарх благословлял царя, причём оба низко кланялись друг другу. Затем начиналось «отдавание поклонов» всех участвовавших в процессии придворных, знатных гостей и всего народа, который получал нечастую возможность краткого общения с высшими лицами государства.

Затем проводилось водосвятие, причём патриарх сам читал Евангелие и совершал каждение «всех сущих». По окончании водосвятия патриарх обращался к царю с пожеланием мира и изобилия государству, здравия и многих лет самому государю, его царскому роду и, надо полагать, всему православному народу Российского государства. Не отсюда ли первоначальное название церемонии — «действо Многолетнего Здоровья»?

Праздник завершался пиром во дворце, во время которого царь выказывал милость и благоволение приближенным и гостям: стоя на крыльце своих палат, он собственноручно оделял «бояр и окольничих, думных и ближних людей, стольников, и иных чинов именинными пирогами». Бедным раздавалась царская милостыня. Калачи, пироги, одежда рассылались по тюрьмам и богадельням. Так начинался сентябрь — первый месяц года на Руси XVII века.

По завершении действа «Нового Лета» во дворце начинали готовиться к богомольному походу в Троице-Сергиев монастырь. Поход в Троицу в канун дня памяти Преподобного Сергия Радонежского был первым царским богомольем в наступившем году. Как правило, поход начинался 20 — 22 сентября; 24 — 25 сентября царь прибывал в Троицкую обитель.

Ежегодное сентябрьское действо «Нового Лета» прекратилось вскоре после утверждения на Московском престоле Петра I, который перенёс новолетие на 1 января. Этому предшествовал именной царский указ от 20 декабря 1699 (от сотворения мира 7207) года. Ссылаясь на пример христианских народов, живущих по григорианскому календарю, который вел летоисчисление от Рождества Христова, царь указал считать 1 января началом нового 1700 года и нового столетнего века.

Тем же указом царь предписал знатным и нарочитым людям ставить накануне 1 января перед своими домами «украшения от древ и ветвей…». Людям «скудным» предписывалось хоть по деревцу или по ветке «над воротами или над храминою своею поставить». День «Нового Лета», согласно указу, следовало отмечать взаимными поздравлениями, огненными потехами, стрельбой из небольших пушечек, мушкетов или иного мелкого ружья, запуском ракет, «сколько у кого случится».

Указ Петра I во многом соблюдается. Это относится и к взаимным поздравлениям, и к чрезвычайно популярным огненным потехам, и, конечно же, к установке богато украшенных древ и ветвей. Кажется, отошла в прошлое стрельба из пушечек и иного ружья, чему нельзя не порадоваться.

 

 

Фото: Wikimedia Commons