Алчные «тимуровцы» стучатся в двери сергиевопосадцев, предлагая населению самые разные услуги. Непрошеные гости уверяют, что крайне полезны и без их вмешательства в быт наша жизнь превратится в ад. Кто из них приходит с добром, а кого нужно гнать прямо с порога — разобраться непросто, но мы попытаемся.

 

Афоня вернулся, да не один

Предприимчивый слесарь-сантехник Георгия Данелии вдохновил своими подвигами немало последователей. «Крокодил Гена» в угоду понравившейся ему жгучей брюнетке демонтировал у сотрудника планетария финскую раковину, сославшись на плановую замену оборудования. Вся страна смеялась, думала — уж мы точно такому прохиндею не попадёмся. Не тут-то было!

Борщёвы XXI века катаются по квартирам целыми бригадами. И находят своих клиентов. Меняют внутридомовые коммуникации настолько оперативно — жильцы и глазом не успевают моргнуть.

Столичная фирма ООО СМП «Инженерные системы», к примеру, специализируется на установке газового оборудования. Просвещают население — ходят по сергиевопосадским домам. Если видят неправильно установленный или старый шланг — предлагают заменить на месте за две тысячи с небольшим. А попутно поставить счётчик для экономии голубого топлива — за 7500 рублей. По меркам пенсионеров дорого, но подъёмно в целом. Хорошим делом занимаются мужики? Безусловно. Но есть нюанс.

Приходят они со словами: «Проверка газа» в телогрейках газпромовской цветовой гаммы, на которых написано не «Мособлгаз», а «Газоучёт»… А это уже, выражаясь уличным языком, косяк. Предлагать своё участие они право имеют, а брать на себя контрольные функции и запугивать пенсионерок возможными санкциями, которых в законодательстве не предусмотрено — нет. Счётчики могут заставить устанавливать с января 2019 года. А могут и отложить этот вопрос на более поздний срок. Подобные схемы действуют и с электрическими, и с водяными счётчиками. При установке последних зачастую в дело вмешиваются производители сантехники и труб, которые предлагают заменить абсолютно все внутренние коммуникации.

Вердикт: встречать предприимчивых газовиков с топором наперевес, может, и не стоит. Но удостовериться, что это за люди, работают ли они по лицензии, поинтересоваться в ЕИРЦ по телефону 5510628, стоит ли им доверять, всё же имеет смысл. Плюс подумать 10 раз. А оно вам надо? Двум или семи с половиной тысячам здесь и сейчас можно найти более достойное применение. Плюс счётчик, установленный частниками, могут не принять… тогда придётся платить повторно. Возможно, больше — одни расстройства и необоснованный риск.

Ольга Полякова, начальник Управления ЕИРЦ «Сергиев Посад»:

— Устанавливать такие счётчики можно, если у организации существует лицензия на установку приборов учёта, если счётчики не просрочены, если организация корректно устанавливает прибор, предоставляет паспорт — то, в принципе, никакой опасности подобного рода услуги в себе не несут. Можно сделать это даже самому. По закону о защите прав потребителей домовладелец имеет право потребовать все эти документы. В случае с электросчётчиками, как и с газовыми, срок поверки начинает течь не с момента ввода в эксплуатацию, а с даты изготовления прибора.

 

Нефильтрованный базар

В лихие 90-е по квартирам ходили удалые «коробейники». Заговаривали зубы вдвоём-вчетвером (чтобы не побили и товар не отобрали). Предлагали сначала бесплатный чайник, к которому шла комплектом кофемолка с 50 %-й скидкой, бесплатный миксер, купон тысяч на 12 на приобретение другой техники в магазине за углом, который откроется послезавтра. После заключения сделки торговцы-говоруны испарялись, техника ломалась после первого включения в розетку, а магазина по указанному адресу отродясь не было и не планировалось… Многих тогда развели. Казалось, иммунитет выработался. Но нестойкий.

Сетевые торговцы барахлом по-прежнему «давят» на главную болевую точку пенсионера — здоровье. «Впаривают» не только медицинские приборы, делающие массаж век за 18 тысяч, но и, скажем, фильтры для воды, стращая пожилых людей почечной недостаточностью, нефритами, диабетами и чуть ли не онкологией, которую провоцирует питьё из-под крана.

Предлагают фильтры «Аквафор» и «Барьер» от 4,5 до 20 тысяч рублей, в зависимости от благополучия клиента — в 4 раза дороже рыночной стоимости, не имея при этом никакого отношения к фирме-производителю. Психологических приёмов используют два. Система водоочистки монтируется на месте и демонстративно запускается. Пенсионер видит работающий прибор, старательного молодого человека. Такого грех не уважить, пусть и расставшись с деньгами! Кого за душу не возьмёшь — того берут на удивление. Показывают незамысловатый фокус «юного физика» — электролиз воды. Опускают провода — на дно выпадает осадок разного цвета. И в этом ничего криминального нет. Любая питьевая вода, тем более артезианская, как в случае с сергиевопосадской, имеет в составе соли. Самых впечатлительных удаётся «развести» на круглую сумму.

Вердикт: гнать и ещё раз гнать! Те же самые фильтры можно приобрести в любом магазине гораздо дешевле. А можно и не приобретать. В Сергиевом Посаде вода чистая. По сравнению с Тульской и Тверской областью — слеза младенца. А построят станции обезжелезивания в необходимом количестве — весь этот фильтр-бизнес в наших местах станет неактуальным.

 

Связывают по рукам и ногам

Интернет-провайдеры тоже не без греха. Эти действуют хитрее. На то они и связь. Запускают щупальца через колл-центры. Сначала просто предлагают по телефону услуги по подключению к пакетам интернета и цифрового телевидения, что не противоречит ни моральным, ни юридическим нормам. Каждый покупатель имеет полное право знать, что на рынке есть товар или услуга. Чудеса начинаются после того, как провайдер и абонент «ударяют по рукам». Потребителю подключают дополнительные пакеты каналов и услуг в рамках рекламной акции и в тестовом режиме. А по его окончании — уже на коммерческой основе. При этом для отключения необходимо уведомить провайдера. Подобную схему использовал «Ростелеком», подключая абонентов к пакетам «Твоё кино» и «Управление просмотром». Первая услуга — «Твоё кино» — набор каналов, который стоил 135 рублей. Вторая опция — «Управление просмотром» ценой 70 рублей в целом удобна. Позволяет перематывать программу назад и вперёд, ставить на паузу. Проблема в том, что её тоже чаще всего никто не заказывал и пользоваться не умеет. Позвонить по горячей линии вроде бы нетрудно. Молодому человеку. Пенсионера 85 лет и старше занудный автоответчик, предлагающий нажимать некую последовательность кнопок, гарантированно ввергнет в ступор. Приходится разбираться и переплачивать — не так много, как в случае с фильтрами и счётчиками, зато ежемесячно.

Вердикт: держите ухо востро! Пользуйтесь личным абонентским кабинетом на сайте компании, в котором отображены все опции показа. Если нет возможности войти в него — привлеките продвинутых интернет-юзеров из младшего поколения. Промедление может быть чревато незапланированной потерей от нескольких десятков до нескольких сотен рублей ежемесячно.

 

Постскриптум

Уголовный кодекс Российской Федерации определяет мошенничество как хищение чужого имущества путём обмана и злоупотребления доверием. Считать ли данные эпизоды уголовно наказуемым деянием — решать правоохранительным органам. Пока вердикта нет, в наших силах не позволить выставить себя дураками, сохраняя бдительность в каждом случае, когда речь заходит о деньгах.