Пожилым россиянам в следующем году пообещали прибавку к пенсиям. Радостная весть разнеслась по стране из уст главы Минфина Антона Силуанова.

По подсчётам ведомства, экономическому блоку в 2018 году удастся обуздать инфляцию до рекордно низких 3,2 %. На этом фоне пенсии вырастут на 3,7 %. То есть доход пенсионера вырастет в реальном выражении на 0,5 %.

Можно сказать, что на фоне падения покупательской способности пенсии в 2015 и 2016 годах на 3,8 % и 3,4 % соответственно речь идёт о коренном переломе в экономических тенденциях. Но спешить прыгать до потолка не стоит. Дело в методиках подсчёта той самой инфляции, которая не учитывает потребительского поведения отдельных категорий граждан.

Не секрет, что структура потребления разных слоёв населения радикально отличается. Богатые люди много путешествуют, посещают элитные магазины, питаются в дорогих ресторанах. Молодёжь проводит время в кинотеатрах, торговых центрах и ночных клубах. Средний класс покупает бытовую технику, автомобили, берёт в ипотеку жильё. А пенсионеры всё больше специализируются на недорогих продуктах и лекарствах. Что толку им с дешевеющих, условно говоря, яхт?

Летние данные Мособлстата говорят о подорожании этих категорий товара (то есть продуктов и лекарств) на 6 % и более, по сравнению с прошлым годом. При этом средний размер пенсии за это же время вырос лишь на 4,5 % (официальный уровень инфляции в 2017 году по прогнозам кабмина составит 4 %). То есть, уровень благосостояния пенсионера реально упал. Вернуть его на прежний уровень с помощью официальной прибавки 0,5 % не удастся.

При пересчёте в рублях картина выглядит следующим образом. По оценкам главы ПФР Антона Дроздова, средняя трудовая пенсия по стране составляет 13700 рублей (для Подмосковья 13500 рублей). Умножим это на 103,7 % — получим 14 тысяч рублей и основную прибавку в пять сотен. Легендарный юморист Михаил Евдокимов в таких случаях говорил: «В семь раз сытнее, чем ничего». О каком-то росте благосостояния пенсионеров можно было бы говорить только в случае индексации пенсии на 11 %, что компенсировало бы потери за два предыдущих года. Так что реальная инфляция по-прежнему сильнее российских пенсий, вне зависимости от раскладок Минфина.