Продолжение. Начало в №   №   49, 52, 55, 58, 61, 64, 70, 73, 79, 82, 88, 94, 97, 100, 103.

Лишь через 9 лет после освобождения Троице-Сергиева монастыря от осады тушинского войска (в январе 1610 года) и вскоре после заключения Деулинского мира 1 декабря 1618 года началось восстановление сёл и слобод вокруг Троице-Сергиева монастыря, а равно и самой Троицкой обители.

Попытка восстановить сожжённые, порушенные и разграбленные дома и хозяйства была предпринята ранее, уже в 1610 году, сразу после поспешного отхода вражеского войска. Крепкие каменные стены монастыря придавали уверенности пережившим осаду троицким людям, и они стремились быстрее наладить мирную жизнь. В помощь было обилие лесов и собственные крепкие руки, скорые на любую работу.

В результате, южнее монастыря стало подниматься село Клементьево. Уже в 1614 году в нём насчитывалось 33 двора. Между селом и прудами, Келарским и Клементьевским (Банным), где ещё недавно стояли вражеские «туры» с пушками, поднялись ремесленные слободы. Отстраивались слободы слуг и стрельцов, восстанавливались монастырские хозяйственные дворы.

Мирные труды вокруг Сергиевой обители прервал неожиданный набег воинства полковника Чаплинского в конце сентября 1618 года. В одном из предыдущих очерков упоминалось, как Чаплинский, в надежде захватить монастырь, занял служние и стрелецкие слободы, где получил вооружённый отпор. Выбитый за Келарский и Клементьевский пруды, Чаплинский, явно в отместку, «повеле село Клементеево и иные запрудные слободы вся огню предати» и отступил в сторону Москвы.

В ноябре того же года к монастырю от села Тураково подходил сам польский королевич Владислав. Его воинство заняло служние слободы восточнее монастыря. Отведённые пешим и конным монастырским слугам, эти слободы были сожжены всего лишь двумя месяцами ранее. При подходе королевича народ укрылся за крепостными стенами, придав огню всё то, что уцелело после Чаплинского.

Таким образом, все построенное и многое из того, что удалось нажить троицким людям после января 1610 года, осенью года 1618 вновь было уничтожено или разграблено врагом.

Но едва войско королевича Владислава ушло на запад, вокруг Троице-Сергиева монастыря вновь застучали топоры, мирная жизнь здесь вновь стала вступать в свои права. В её восстановлении невозможно не вспомнить Троицкого архимандрита Дионисия (Зобниновского). Он собирал вокруг монастыря умелых ремесленников, иконописцев, резчиков, мастеров серебряных дел. Он заботился о восстановлении и украшении в монастырских сёлах храмов Божьих, порушенных в смуту.

Уже в 1624 году в возрождённом Клементьеве насчитывалось 288 дворов. Украшением села стала новая деревянная Успенская церковь. Для её обустройства некий «черной священник Елисей» пожертвовал Евангелие, два малых колокола, да пять рублей деньгами. При церкви возродилась площадь с лавками, амбарами, харчевнями и постоялыми дворами.

Вокруг монастыря появились новые слободы, сами названия которых отражали занятия большинства жителей. Вдоль Клементьевского и Келарского прудов, на северной окраине Клементьева, расположились слободы Иконная и Поварская. До сих пор в городе сохранились Поварская улица и Поварская набережная.

Севернее монастыря выросли Конюшенная и Тележная слободы из 36 дворов. Конюшенная слобода располагалась вдоль современной улицы Фаворского, а Тележная — вдоль улицы Пархоменко. Рядом, через овраг, возродилось село Кокуево с деревянной церковью Воскресения Христова. Главная улица села теперь улица 1-й Ударной Армии.

Упомянем ещё три слободы, населённые людьми, призванными охранять и защищать обитель. Западнее монастыря, неподалёку от Водяных и Пивных ворот монастырской крепости, выросли Стрелецкая и Пушкарская слободы. Их жители поставили две «в одних связях» церкви: Казанскую и Ильинскую.

Особняком, против Святых врат монастыря, расположилась большая Служняя слобода из 160 дворов, населённая «чиновными людьми» — слугами. При монастыре они жили и ранее, но без права жениться. Дионисий же, вероятно, вскоре после освобождения монастыря от осады позволил слугам и жениться, и заводить хозяйства. Слуги поставили у себя деревянные церкви в честь Рождества Христова и Собора двенадцати апостолов.

Завершая краткий рассказ о восстановлении мирной жизни вокруг Троице-Сергиева монастыря, приведём слова священника Успенской церкви отца Иоанна Наседки, записанные в середине XVII века: «Господь Бог милостиво наказал нас в осадное время: настолько и не вдвое ли больше потом обогатил нас своею благодатию... Как украсил теперь и каким богатством возвеличил и распространил Господь селения Святые Славы Своея...».

 

На фото: Архимандрит Дионисий Зобниновский / Казанская церковь