Увидев на снимках деревянный конструктор родом из Сергиева Посада, многие, конечно, вспомнят, как несколько лет назад на местных ярмарках игрушки появился интересный дебютант. В признанном игрушечном центре страны, рядом с промыслами из мировых каталогов народного искусства не побоялся выставить свои складные игрушки — миниатюры из цилиндрических брёвнышек: избу, мельницу, деревенский колодец, древнюю башню и даже целое подворье со всем крестьянским укладом местный предприниматель Станислав Дапкус.

На прошлой неделе познакомиться с производством «Русский сувенир» приезжал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области Владимир Головнёв.

Вначале бизнесомбудсмен Подмосковья провёл совещание с главой района Михаилом Токаревым и президентом районной Торгово-промышленной палаты Олегом Гаджиевым. В районе много лет действует центр поддержки малого и среднего бизнеса, проведённую работу можно анализировать. О личном опыте предприниматель Станислав Дапкус рассказывал представителю областного правительства в цехах своей фирмы.

В своё время начинающий предприниматель решил заняться выпуском деревянного лото. Убедился, что спрос на популярную игру есть, дебютные изделия эксперты рынка восприняли благосклонно. Проект получил от районного центра поддержки предпринимательства помощь на приобретение производственного оборудования.

— Рано радовались, — вспоминает Станислав. — Оказалось, что нашему цеху не под силу объёмы производства, которые могли бы заинтересовать торговые сети. А деньги в оборудование вложены. Надо было что-то срочно придумывать… И вот они, россыпи готовых цилиндрических брёвнышек.

На семейном совете родители молодого бизнесмена подсказали, что был у них в советском детстве конструктор из деревянных заготовок. Идея быстро обросла современными чертами. Первые четыре сборные игрушки вызвали у потребителей симпатию и деловой интерес. Станислав занялся проектом основательно.

Бизнесмен ходил со своими играми в детсады и наблюдал, как малыши устраивают колодец, строят деревянный дом и представляют себя зодчими древних башен. Вместе с педагогами и психологами выяснял, какие игрушки привлекают детей, а какие ценят их родители. Насколько сложно игрушечное производство, понял, когда стал просчитывать экономику проекта. Получалось, что мини-производство становится жизнеспособным и может претендовать на своё место на специализированных торговых прилавках, только если выйдет на выпуск трёх тысяч комплектов в месяц. Даже простенький для трёхлеток макет русской избы состоит из 58 деталей — тут и окошки с наличниками, и двери, и лестницы с порогами, масса других элементов. При этом неписаный закон рынка гласит: покупатель готов безболезненно потратиться на забаву для своего чада в 1-2 тысячи рублей. С заведомо дорогими игрушками, как бы хороши они ни были, крупные сети и заниматься не станут.

Когда начинали своё эксклюзивное производство, не подозревали, каких трудов будет стоить усовершенствование каждого станка. Для такого дела и оборудование требуется необычное. Вот поэтому, кстати, никто и не смог раньше освоить складную игрушку из брёвнышек. Рассказывают, одна европейская фирма восхитилась идеей и попыталась начать выпуск берёзового лего. Не тут-то было.

Через полтора года трудов на нужный объём производства фирма вышла, сегодня может позволить себе заказ и в 10 тысяч изделий в месяц. Бизнесмен не скрывает, что рас-считывает работать с крупными потребителями. Во времена импортозамещения и подорожавшей зарубежной игрушки интерес к отечественным растёт. Есть уверенность, что русская изба и ферма доберутся и до Америки.

Авторы конструктора продолжают сочинять новые сюжеты. Приобрели лазерный станок, который по заданной программе целое фермерское подворье изготовит, включая фигурки козы и сторожевого пса. Теперь модернизированная артель предлагает десяток игр для юных зодчих, 17 сюжетных конструкторов адресованы детворе постарше. Вместе с авторами игры можно своими руками создать кузницу, конюшню, речную переправу, даже стать участником ежедневного дежурства боевого блокпоста.

Как объяснил Станислав гостю из области, битва за покупателя продолжается. Чтобы игрушка не дорожала, на предприятии убрали ручной труд даже с фасовки по коробкам. Хотят ограничиться шестью станочниками на производстве. Сократили штат на реализации товара, больше стали работать в интернет-магазине на собственном сайте. Некоторые игры на этом прилавке обходятся покупателям втрое дешевле.

Основатель бизнеса по-настоящему удивил гостей, когда показал участок, где приступили к созданию производственной линии собственной конструкции. Станислав рассказал, что это изобретение (на линию сейчас оформляется патент) позволит бизнесу выйти на крупные заказы. Поэтому привлекли местного умельца, по всему миру собирали необходимые детали и узлы, заказывали необходимые программы. Мастера игрушек благодарят программы поддержки за то, что помогли найти свою дорогу в бизнесе.

 

КОММЕНТАРИИ

Владимир ГОЛОВНЁВ, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области:

Накануне мы были на предприятии, где занято 800 человек и планируют увеличить производство ещё в полтора раза. Но области не менее интересны и такие малые производства, как фирма в посёлке Лесхоз. Нам было важно убедиться, что задача оказалась по силам молодому человеку, открывшему своё дело. Отмечу роль областной и районной программ поддержки малого и среднего бизнеса. Предприятие воспользовалось этими программами и получило финансовую помощь на приобретение оборудования. В результате фирма сумела найти себя в бизнесе и в конкретной отрасли. А теперь даже конструирует для себя оборудование. Желаю и другим молодым сергиевопосадцам не бояться сложностей, пробовать свои силы в предпринимательстве, активно использовать господдержку, адресованную бизнесменам.

 

Олег ГАДЖИЕВ, президент ТПП СП:

Малое предприятие Станислава Дапкуса — это один из примеров поддержки малого бизнеса в районе. За четыре года фирма, используя все возможности для открытия своего дела, прошла путь от первых производственных шагов до сложившегося предприятия, известного на рынке в своей сфере. Поддержка проекта дала хорошие результаты. С 2010 года центр поддержки малого и среднего предпринимательства при районной администрации ни разу не отказал в помощи бизнесменам-дебютантам.

Конечно, были случаи, когда начинающие бизнесмены переоценивали свои силы и закрывали дело. Но порядка 150 проектов за это время успешно стартовали, малые предприятия работают до сих пор. Значит, поддержка была полезна для тех, кто начинал своё дело.