Без малого пять населённых пунктов Сергиева Посада задыхаются от экологической «диверсии» со стороны одного или нескольких птицеводческих хозяйств района.

Подует северо-восточный ветерок из Назарьева и Туракова в сторону Фермы, Афанасовского, Птицеграда — у местных врачей скорой помощи сразу же прибавляется работы. Сотни тонн куриного помёта вперемешку с тушками погибших цыплят, кур и прочими отходами лежат трёхметровой кучей в чистом поле и источают миазмы, отравляя жизнь нескольких тысяч сергиевопосадцев во всех смыслах этого слова. Кто попредприимчивее — тот ринулся на автомобилях с прицепами заготавливать ценные нитраты в мешки, продавая их землякам. О пользе такой «мелиорации» в аграрных кругах не прекращаются дискуссии, потому как свежий помёт содержит семена сорняков, яйца гельминтов, патогенную микрофлору. Внесение его в почву точно не поспособствует взращиванию пригодных к употреблению овощей и фруктов.

Законностью двух таких свалок озаботились два депутата городского Совета — Алексей Вохменцев и Павел Соломатин. К ним неоднократно обращались жители села Глинково, с которыми они и провели встречу. Народные избранники выехали на место грубого нарушения Женевских конвенций и убедились воочию в факте нарушения кучи законодательных актов.

Сразу оговоримся, никто никого за хвост, за клюв не ловил, потому от названий птицефабрик в данном материале газета «Вперёд» воздержится. Мало ли какие вредители из соседних областей пытаются подставить местных «куриных королей». Но установить, кто этим занимается, нетрудно. Грузовики с помётом в район Туракова и Назарьева выезжают регулярно. Проследить, куда они поедут порожняком — не относится к категории сверхзадач для правоохранительных органов страны. Весьма вероятно, что тема «благоухающих» Глинкова, Афанасова, Абрамова, Туракова и Фермы будет рассматриваться на другом уровне с привлечением других ресурсов.

 

КОММЕНТАРИЙ

Павел СОЛОМАТИН, депутат Сергиево-Посадского горсовета:

В ходе заседания депутатской комиссии мы с коллегами решили подготовить серию запросов — временно исполняющему обязанности руководителя городской администрации Александру Афанасьеву, официально обратиться в Госадмтехнадзор, Роспотребнадзор, к главе района Михаилу Токареву и главе Лозовского поселения Наталье Гущиной. После этого мы сможем говорить о каких-то методах решения проблемы, будь то штрафы и другие взыскания. Каждое предприятие должно обладать экологически чистой технологией переработки отходов собственного производства и не безобразничать.

 

Есть ли выход?

Способов переработки куриного помёта во что-то полезное или, на худой конец, безопасное интернет предлагает десятки. Самый радикальный — кремация. Предприятие строит печь, в котором и палит азотное удобрение без дальнейшего производства в дело. Довольно дорого и энергозатратно. Чуть менее опасный — нейтрализация токсинов сухой порошковой хлоркой пополам с кислотой. Создание удобрений на базе этого сырья также возможно, однако по эффективности оно значительно уступает нитратам. Касается это как «заквашенного куряка», так и всевозможных «компостных коктейлей» в сочетании с соломой и навозом крупного и мелкого рогатого скота. Осваивание зарубежных способов переработки, предполагающих высушивание и использование помёта в качестве биотоплива для крупных предприятий, обходится предприятиям в миллионы долларов США, что автоматически скажется на стоимости курятины. Свалки на полях или разбрасывание равномерным слоем без реагентов — один из самых архаичных и примитивных способов утилизации помёта, который использовали в дореволюционных крестьянских хозяйствах с небольшим поголовьем.