Краснозаводское предприятие НПФ «Азот» отметило 25-летие. Патронный завод своим примером доказал, что в умелых руках постсоветская экономика подлежала модернизации без всяких шоковых терапий.

Август 1992-го… крах финансово-хозяйственной системы России, политический кризис, развал оборонки, гиперинфляция, нищета, безработица, расцвет дикого капитализма. Государство самоустранилось отовсюду. Вчерашние инженеры, оказавшись на улице, брались кто за бутылку, кто за метлу, кто за учебники английского, пренебрежительно роняя: «Пора сваливать».

 

Патриотически настроенных энтузиастов, способных мыслить позитивно без всякой маниловщины, хронически не хватало. Но они были. Группа инженеров Краснозаводского химического завода во главе с лауреатом Премии Совмина СССР в области науки и техники Владимиром Субботиным отважилась на смелый шаг — перевести на частные рельсы производство спортивных и охотничьих патронов, дабы спасти его от неминуемой гибели.

Развивать оружейное производство во времена, когда каждый проданный стакан крыжовника и кулёк семечек облагался «криминальной данью», —  удел людей со стальными нервами. Но Владимир Кузьмич был готов драться за своё детище до последнего патрона. И, можно уверенно сказать, победил в нелёгкой борьбе.

Начинали, как водится, тяжело, со скрипом, в тесной кооперации с «прародителем» — НИИПХ, который поставлял комплектующие. НПФ «Азот», в свою очередь, проводил испытания, готовил документацию. Соберут 200 тысяч штук в месяц своих патронов, практически вручную — и то неплохо. Рекрутировать классного инженера и наладчика оборудования в свои ряды было непросто. Больших и лёгких трудовых доходов в девяностые не существовало нигде. Ситуация начала выправляться благодаря сарафанному радио. Спортсмены и охотники, бравшие краснозаводские патроны по инерции, быстро смекнули, что качество продукции частного предприятия на высоте. Информация об «Азоте» разлетелась по всему постсоветскому пространству. А там и Гособоронзаказ подоспел. Армейский спорт пошёл в гору, а с ним и дела фирмы.

Вот уже по 4 миллиона штук — спортивных и охотничьих, с картечью, дробью, пулей, самых разных калибров — ежемесячно стали выпускать благодаря новым конвейерным линиям. Появилось иностранное оборудование, а с ним собственные дробь и гильзы.

К совершенству шли постепенно, методом проб и ошибок. В середине 90-х тульские конструкторы патронов из ЦКИБ, с которыми у НПФ «Азот» всегда были неплохие отношения, спросили у своих коллег из Краснозаводска: «Есть у вас на производстве хоть один практикующий спортивный стрелок? Без него вы никогда не создадите хорошего патрона». Субботин не стал спорить с коллегами, решив устранить недочёты в работе за счёт внутренних резервов. Испытаниями продукции занялся его сын — Олег Владимирович, «дострелявшийся» до мастера спорта. Одной из задач представителя патронной династии было — помочь инженерам добиться идеальной комфортности выстрела — немаловажной характеристики что для охотников, что для «стендовиков».

Сын всегда готов грудью стоять за авторитет отца и его предприятие. Об этом можно прочитать на охотничьих интернет-форумах, которым нет смысла ни перед кем заискивать. Вот как описывает опыт общения с краснозаводским производителем охотник Алексей из Новосибирска, известный в виртуальном пространстве как Флагман:

«Мне показалось однажды, что у спортивного патрона «Азот» есть проблемка. Субботин Олег мне сразу перезвонил, хотя я для них вообще никто и знакомы не были никогда, при этом дал 500 штук патронов сразу на стенде в Москве, чтобы при нём расстреляли, и мы с ним пообщались очень продуктивно. Только данный факт говорит о том, что люди всей душой переживают за свое дело».

Человеческое отношение в НПФ «Азот» развито не только к потребителям, но и к ветеранам производства. Сколько раз приходилось слышать душещипательные истории о выкинутых на свалку истории управленцах, спортсменах, деятелях культуры и искусства, доживающих свой век в забвении и нищете. Откровенное скотство оправдывается экономической целесообразностью и жестокостью времени где угодно, но не в коллективе Владимира Кузьмича. В уставе организации есть положение о почётных и заслуженных работниках фирмы, которым по достижении пенсионного возраста полагается прибавка к социальному пособию из кассы предприятия. Правая рука Субботина — талантливый инженер Пётр Артёменко — попал в беду. Тяжёлая болезнь ставила крест на карьере «вице-патрона» патронного производства. Но шеф сделал всё возможное, чтобы вернуть своего соратника к жизни. Петра Матвеевича, способного часами говорить о своём ремесле, не уволили и не списали со счетов. Каждый день за ним приезжает машина с личным водителем. Такая востребованность подстёгивает лучше любых лекарств.

 

В глубоко кризисном для страны 1998 году по инициативе руководства предприятия был создан центр социальной поддержки «Милосердие». Целью фонда было оказание помощи неимущим слоям населения в Краснозаводске. На градообразующем предприятии задерживались зарплаты, матери не получали детские пособия. Организация кормила горячими обедами попавших в финансовую передрягу земляков на базе 4-й городской столовой, помогала пенсионерам с приобретением лекарств, операциями, а школьникам из проблемных семей — с путёвками в оздоровительные лагеря и новыми учебниками. Часть средств была направлена на строительство храма в Краснозаводске. Сегодня, когда жизнь населения «устаканилась» в целом, но далеко не полностью, в городе действует фонд «Аллея здоровья» во главе с исполнительным директором Людмилой Леонтьевой — давней соратницей Владимира Субботина, избранного, кстати, почётным гражданином Краснозаводска в 2009 году. Благотворительная организация также оказывает поддержку малообеспеченным гражданам, но акцент делается на помощи в приобретении льготных лекарств.

Ах, если бы на каждом российском предприятии начала 90-х был свой Владимир Кузьмич…

 

 

КОММЕНТАРИЙ

Владимир СУББОТИН, основатель НПФ «Азот», заслуженный изобретатель России:

Каким я вижу будущее нашей фирмы в новой пятилетке? Мы продолжим техническую реконструкцию предприятия с выводом более 20 человек из особо опасных зон с общим снижением опасности для сотрудников фирмы. Будем работать над улучшением условий хранения, закупать новый автотранспорт и оборудование. В настоящее время мы ищем другую продукцию, которую могли бы производить на наших мощностях помимо патронов. О новых разработках тоже не забываем. Совместно с НИИПХ работаем над патронами со стальной, вольфрамовой, комбинированной дробью, новыми пыжами, трассирующими патронами — очень востребованными охотниками. В ближайшей перспективе у нас появится собственный офис, где можно будет проводить официальные встречи и торжественные мероприятия.