«Не выходи из комнаты…» — исполнять бессмертные строчки Бродского, отметившего бы в этом месяце день рождения, ещё никогда не было так просто. Благодаря современным технологиям притвориться раком-отшельником или смотрителем маяка не составляет более никакого труда. Еда, работа, дружеские, а в тяжёлых случаях и романтические, отношения заказываются или исполняются парой кликов, даже не вставая с кровати.

Оцифровка коснулась и коммерции. Купить в интернет-магазине можно буквально что угодно. Доходит до смешного: поисковой запрос от «утконоса» до «французские символисты 18 века» программа с почти стопроцентной вероятностью предложит дополнить словом «купить». Тем не менее в России доля интернет-рынка хоть и растёт, но гораздо медленнее, чем в европейских, а уж тем более в азиатских странах. Отчасти эта тенденция связана с недоверием, не всегда необоснованным, граждан к покупке того, чего они в глаза не видели. Мы проверили на себе работу разных интернет-магазинов, заказав пять различных товаров, чтобы понять, насколько пушистым бывает «кот в мешке».

 

Судьба чебурека

Вызовом пиццы или суши удивить, понятное дело, никого нельзя, но вот заказ их ингредиентов или специфических продуктов — другой разговор. Сначала смотрим на обычные продукты: в большинстве каталогов с доставкой на дом разница в цене с обычным магазином невелика, в основном в пользу интернет-магазина, но вот доставка «скушает» не один рубль, так что дойти до ближайшего сетевого гипермаркета всё же пока выгоднее.

С «особенными» пищевыми товарами дело обстоит иначе, например, со спортивным питанием. После подсчёта разница между батончиками в местном специализированном магазине и в «сетях» превысила двадцать процентов, и я решаюсь заказать, заодно проверяю, насколько в целости приедет ко мне «гнущийся» товар. Здесь выясняется местная специфика — Сергиев Посад, хоть и является Подмосковьем, расположен от столицы достаточно далеко, так что ни в одном из нижеописанных случаев функция «Доставка курьером по региону» не оказалась доступной после общения с оператором. В итоге батончики ко мне ехали транспортной компанией и лишь со второй попытки: в первом магазине привезти товар из столицы предложили по цене, превышающей сумму самой покупки, во втором сразу же предложили транспортную компанию с демократичным ценником в 300 рублей с доставкой на дом.

Кроме того, что курьер жевал во время звонка, что заставило напрячься, доставка заняла два дня и прошла без происшествий. В итоге на такой покупке получилось сэкономить 400 рублей.

 

Часы Шрёдингера

А вот с часами всё пошло не так гладко, зато стал ясен один из важных принципов: не стоит ничего оплачивать до разговора с магазином. Началось всё хорошо — нужная модель нашлась сразу на трёх площадках и везде по одной стоимости, которая отличалась от магазинной почти на две тысячи. Ко всему прочему, интернет-ресурсы «грешат» постоянной раздачей промокодов, которые ещё понижают стоимость, так что нажимал «оформить заказ» я без всякой задней мысли.

Как оказалось, зря. Несмотря на наличие в каталоге, фактически искомой модели не нашли нигде. Выяснилось это только на стадии уточнения адреса, когда, теоретически, деньги я мог уже и перечислить магазину. При этом нужно заметить, что предоплата на сайтах зачастую всячески поощряется, тем не менее от этого «сыра» лучше воздержаться: деньги вам в таком случае скорее всего вернут, но это займёт время — операция по возврату средств в разных банках может занимать до 30 дней.

 

«Яблоко» на вывоз

Немножко набравшись опыта, переходим в «тяжёлую» для кошелька категорию — техника. Конкретнее — смартфон. Разница в ценах здесь просто драматичная: на некоторых ресурсах она достигала 60-ти (!) процентов. Вот только сами такие ресурсы оказались двух типов. Первый — призраки, крайне странные сайты, группы которых в социальных сетях насчитывают всего 800 человек, а последняя запись была ещё полгода назад. Всё это можно было бы списать на невероятно ленивый рекламный отдел, но настораживает ещё одна деталь: у всех таких магазинов отсутствует опция самовывоза, что уже окончательно отбивает желание к покупке.

Второй тип — иностранные сайты. Здесь возникает совсем другая вереница сложностей. Например, стоимость доставки из США почти покрывает разницу в цене. На китайских ресурсах, зачастую, даже фото не со-ответствует заявленному наименованию. Конечно, нужно ещё учесть, что ждать заветную покупку придётся от 15 до 60 дней. Ну и последняя деталь — придётся иметь дело с почтой России, а говорят, это плохая примета.

В конце концов, выбираю промежуточный вариант: заказ в интернете на достаточно популярном сайте с самовывозом из Москвы. Оплата только наличными. Перед покупкой проверяю телефон и получаю гарантийный талон. Даже с учётом билетов на электричку сэкономить при та-кой покупке удалось пять тысяч рублей и очень много нервных клеток, в сравнении с ожиданием дорогой техники посылкой из-за рубежа.

 

Старик и поло

В вопросе покупки одежды многих смущает фактор примерки. Вполне оправданное опасение: в интернете можно найти десятки подборок крайне забавных фото расхождений между тем, что было заказано, и пришедшим в итоге. Заказывать без опаски можно лишь на тех сайтах, которые предлагают оплатить только подошедшие вещи: оформляете заказ, товары привозят на специализированный пункт выдачи, где их можно примерить и уже после этого отдавать свои кровные. При этом сохраняются бонусы интернет-покупки в виде всё той же разницы в цене, примерно в 10 % при учёте доставки.

Есть и другой вариант. На одном из сайтов, которые продают различную одежду с фото-принтами, указаны вот такие условия обмена и возврата: «Уничтожьте вещь и пришлите нам фото. Вещь можно порвать, порезать или сломать. Мы вернём средства вам на карту или электронный кошелёк в течение 3-х дней». Не могу устоять от такого предложения, тем более что давно хотелось футболку с принтом по мотивам «Старика и моря». По итогу даже немного обидно, что она всё же подошла. Ко всему прочему за персонификацию вашей одежды придётся переплатить — за такую же футболку, но без «Старика» и из ближайшего магазина, я заплатил бы вдвое меньше.

 

Культурный фастфуд

Ну и, наконец, о «пище духовной». С самого начала нужно заметить, что фильмы, музыку или игры уже давно никто не покупает на носителях, но сейчас нет смысла тратить деньги на какое-то конкретное произведение искусства в принципе. Речь не о пиратстве, куда выгоднее проплачивать ежемесячную подписку, которая открывает доступ к базе ресурса. Например, всем известная медиатека от «яблочников», предлагающая миллионы песен со всего мира, просит за неограниченный доступ всего 169 рублей в месяц.

Но, конечно, найдутся и те, кому важно физическое воплощение творчества у себя на полке — в первую очередь это касается книг, конечно. Здесь интернет-магазины вы-игрывают ассортиментом. Это можно сказать обо всех предшествующих пунктах, но с этой группой товаров всё гипертрофированно.

Себе заказываю пять произведений с доставкой на пункт выдачи самого интернет-магазина: приезжают они буквально на следующие сутки. С разницей в стоимости всё не так однозначно. Конечно, обычные издания вроде «Азбуки-классики» продаются дешевле чуть ли не в два раза, чем в обычном книжном, но вот если фолианта на полках не найти, интернет-ресурс использует это по полной: почти истеричную ухмылку вызвал томик Бодлера на французском, купленный за 319 рублей. Обложка приехавшей книги была «украшена» наклейкой с рекомендованной стоимостью в один евро.