Прошлый год был юбилейным: 100 лет Великой Октябрьской революции, или перевороту, кому как нравится. Гражданская война относительно её последствий до сих пор идёт в головах сограждан: кого-то мучает вопрос, как бы мы жили, не случись восстания. Кажется, наш город начинает занимать уникальную нишу, предлагая туристам посмотреть на быт дореволюционной эпохи: улочки, одежду, еду.

 

Столетний турист

Тренд наши музейщики «учуяли» давно: иначе, никак не объяснишь, что в краеведческом отделе Сергиево-Посадского музея-заповедника выставка «У Троицы», посвящённая как раз периоду конца XIX – начала XX веков, открылась ещё 15 лет назад — в 2003 году. Она стала первой и ключевой в ряду постоянных экспозиций музея, а популярность у гостей доказывает один простой факт — выставка до сих пор работает и вызывает интерес.

Изначальная идея была показать Сергиев Посад глазами туриста или паломника, который посетил наш город сто лет назад. Зрителю демонстрируют станцию с кассой и предметами тех времён — чемоданом, забытой на скамейке шляпной коробкой и другими застывшими сценками быта столетней выдержки. Здесь небольшой домик, мастерская модистки и, конечно, фотоателье, где, помимо просмотра предметов, можно буквально увидеть тогдашний Сергиев Посад в лицах.

«Эту экспозицию тогда помогали собирать ещё старожилы: для них это были «живые» предметы, которыми пользовались их ближайшие родственники, — рассказывает нам о выставке-экспозиции известный сергиевопосадский краевед Александр Рдултовский, объясняя популярность темы. — Сейчас их уже нет. И конечно, и в связи с датой последние два года эпоха повсюду романтизируется, а людям вместе с этим становится интересно, как оно на самом деле было — по настоящему, без ретуши. Мы же очень мало о той эпохе знаем — не до того тогда было».

 

Костюмная драма

Своё отображение картины жизни тех времён находят и сейчас, причём с не самых привычных ракурсов. Совсем недавно в галерее традиционного прикладного искусства филиала Высшей школы народных искусств (бывшего техникума игрушки) открылась уникальная выставка, благодаря которой эпоху можно «встретить по одёжке».

Все представленные экспонаты сделаны студентами ВШНИ по фотографиям работ Надежды Ламановой, ныне персоны незаслуженно забытой, но когда-то главного дизайнера России. На её одежде буквально «вышиты» самые тяжёлые времена страны и личная сложная история автора: от императорских платьев — Надежда Петровна носила звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества» — до простых нарядов времён Первой мировой и кафтана из полотенец. Продолжала она работать и в послереволюционные годы.

«На мой взгляд, интерес к теме связан с тем, что мы сейчас всё стараемся творить сами, в том числе и в бытовых вещах, при этом невозможно создать что-то новое без исторического знания предмета, — делится с нами Зоя Константиновна Синельщикова, преподаватель ВШНИ и автор экспозиции. — К тому же основы нынешней российской моды заложены именно в эти времена, параллель очень чёткая. И что очень интересно, в каждом костюме прослеживается какой-то русский мотив. Мы смотрим сейчас на её работы и чувствуем, что это наше, родное».

Может, это ощущение и влечёт сейчас к той эпохе?

 

«Не графья едали»

А что может быть «домашнее» кухни — места и понятия для русского человека во все времена сакрального. Вот и этот аспект скоро получит своё отражение в виде туристического объекта дореволюционной эпохи. В ближайшее время в Сергиевом Посаде окончательно должна открыться «Сергиевская Кухмистерская», которая будет знакомить со столами и интерьерами кафе начала XX века.

«Рецепты мы берём из поваренных книг тех времён: просто читаешь их — даже написаны вкусно! Например, книга Елены Молоховец 1910 года. Её многие сейчас обвиняют в том, что для реализации рецепта потребуются две крепкие дворовые девки. Неправда! Это, что называется, не графья едали, здесь история именно городского стиля жизни, который зарождался тогда», — защищает кулинаров конца XIX века владелица кафе и музея Любовь Корнилова, а после показывает нам ещё незаконченную выставочную часть «Кухмистерской».

Почувствовать вкус тогдашнего Сергиева Посада в антураже кафе тех времён, со стенами в цветах и райских птицах, можно уже сейчас, а вот покрутить все рычажки на тогдашней домашней плите или посидеть на салонном диване под звуки столетнего пианино можно будет уже совсем скоро. Полностью «Кухмистерскую» с выставочной частью обещают открыть на следующей неделе. Кстати, приглашение на одну из первых экскурсий у нас уже есть, так что про бульотки и кодлеры подробнее расскажем в следующих выпусках газеты.

 

Разнонаправленность

К сожалению, достаточно интересный и для местных, и для гостей выставочный вектор сталкивается с трудностями. Первая как раз связана с пешими тропами: все вышеописанные объекты находятся, по сути, на одной мысленно проведённой линии — как раз по пути от Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Вот только туристические компании давно взяли моду обходить почти всё — даже, например, комплекс музея-заповедника «Конный двор». Доходит до абсурда: китайские делегации идут не по недавно сделанному широкому тротуару, а по привычной узкой линии напротив — в ресторан.

Вторая проблема уже локальная — пока одни сохраняют, другие жгут. Любое старое здание, например «бессмертный» дом № 3 на Валовой, который «самовозгорелся» трижды за последнее время, мог бы стать интересным объектом сам по себе или в составе какого-то «исторического бульвара». Можно только надеяться, что пламя не потушит энтузиазм реставраторов «сергиевского туризма» направления для города и правда интересного.

 

Иннокентий Майоров

Фото Сергея Борисова