Пацанские рассказы на сцене «Театрального ковчега». Скопинский молодёжный театр «Предел» с родины зарождающегося русского литературного классика представил своё видение Антисолженицына и Антиакунина.

 

Не так страшно современное искусство, каким его пытаются выставить сторонники теорий «всё пропало» и «раньше трава была зеленее». Бесконечные Мольер, Шекспир, Чехов и Зощенко и иже с ними по-своему хороши и имеют моральное право возрождаться на театральных подмостках в новых лицах, но если душа просит чего-нибудь эдакого да про наше время – не отбрыкивайтесь и не гасите порыв, многое потеряете.

Из прозы Захара Прилепина русского писателя новейшей волны спектакли можно лепить, как из хорошего дрожжевого теста. Повествование неизменно от первого лица, простейший, но не примитивный язык, фольклорные изюминки из старых словарей, вкраплённые в городские разговорные лексические конструкции, что ни говори, а шарма этому творчеству не занимать. И не только языкового человеческого.

«Ты чё такой похнюпый?» название моноспектакля в исполнении скопинского актёра Михаила Сиворина цитирует сочный вопрос из прилепинского рассказа «Колёса», презентованного нашей публике. Грустное и трогательное произведение об эпохе безвременья русской глубинки конца 90-х начала 00-х. Когда старые смыслы приказали долго жить, а новый мир так и не надумал появиться. Несколько молодых парней весело и с огоньком копают могилы, зарывая в сырую землю прошлое, настоящее и будущее… Пьеса не для юных светских львиц и не для мальчиков-мажоров, а для тех, кто хочет понять трагедию выброшенного на обочину поколения неприкаянной России, или для тех, кому она близка на клеточному уровне. Или даже так для тех, у кого есть сердце в самом широком смысле этого слова.

Героя Прилепина не хочется изваять из гранита в виде десятиметровой статуи с волевым подбородком. Он ничуть не пафосен, часто малодушен, временами труслив, эгоистичен, где-то глуп, где-то идёт по наименьшему сопротивлению… находится во власти мелких страстей, стереотипов, вредных привычек, как правило, бесшабашен и абсолютно не героичен, что ли. Читаешь его путь от первого лица и думаешь: «Господи, да это ж я в 2006-м! А вот это мой кореш из соседнего двора, такой же болван! А вот это тот, которого мы хоронили 10 лет назад в закрытом гробу, не вернувшегося из армии». Как не похожи они все, эти могильщики из шпаны, на «сверхчеловеков» русской литературы XIX середины XX века, даже самых отвергнутых.

Поэтому Прилепин и близок России, как были близки Шукшин, Белов, Распутин, Абрамов певцы умирающей русской деревни. Почвенник, но ближе, чем Солженицын, потому что без горсти пепла для посыпания им бритой головы. Временами постмодернист, как Борис Акунин, но без вульгарности и языковой вычурности только ради самих вульгарности и вычурности.

Поэтому на Прилепина стоит идти, как бы мы ни любили Чехова и классиков. Современное искусство может быть близким и понятным, вне зависимости от возраста.

 

Сергей Рунько