На внеочередном заседании Совета депутатов Сергиева Посада с единственным вопросом в повестке дня была принята поэтапная городская стратегия в отношении тарифов ЖКХ. Звучит принятое решение не очень благозвучно для обывателя: депутаты увеличили предельно допустимый индекс роста тарифов ЖКХ с 6,1 до 9 %. Почему это сделано? Попробуем разобраться.

 

Что такое индекс?

Не так давно в нашу жизнь вошло новое понятие — «предельный индекс изменения платы за коммунальные услуги». В соответствии со статьёй 157.1 Жилищного кодекса предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги утверждаются в муниципальных образованиях высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а в среднем по регионам — правительством Российской Федерации). На 2017 год предельный индекс для Московской области определён в 4 %, для Сергиево-Посадского района — в 6,1 %. В случаях, предусмотренных законодательством, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

В чём различие между тарифом и предельным индексом изменения платы? Тариф — это стоимость каждого отдельно взятого ресурса: кубометра воды, киловатт-часа электричества, гигакалории тепла. А плата — это та сумма, на которую вы лично потребили за месяц эти ресурсы.

Установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу (общей сумме в платёжной квитанции) за все коммунальные услуги. Рост размера платы граждан по каждому виду услуги может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утверждённых показателей. То есть если вы платили за все коммунальные услуги, условно говоря, 1000 руб., то теперь, если индекс установлен на уровне 6 %, больше 1060 руб. не заплатите, при этом тарифы на коммунальные услуги при необходимости могут варьироваться внутри этого платежа.

 

Почему увеличили

Стоит сразу отметить, что в итоге плата граждан за коммунальные услуги с 1 июля у жителей поселения не поднимется на эти самые усреднённые 9 %. Решение, принятое депутатами, только даёт возможность поднять квартплату в установленных рамках.

Инициатива о возможном увеличении индекса вызвана двумя обстоятельствами.

Во-первых, администрация который год ищет инвестора для заключения концессионного соглашения по МУП «Водоканал». Но дела на предприятии настолько аховые, сети настолько изношенные, а тариф на холодное водоснабжение и водоотведение существенно ниже среднего по Московской области, поэтому никто не торопится вкладывать денежки. Так вот, если концессионер всё-таки найдется, то, возможно, тариф на холодную воду и канализование будет повышен. Но когда это произойдёт и произойдёт ли вообще, пока никто сказать не может.

Во-вторых, во исполнение постановления правительства администрация предлагает ввести нормативы на подогрев воды, что для многих жителей станет благом, а для других — неприятностью. Напомним, с 2015 года в Московской области был введён двухкомпонентный тариф на горячую воду, включающий собственно саму холодную воду (физическая вода) и тепловую энергию, которую приходится тратить, чтобы в дома жителей она пошла уже тёпленькой.

С этим новшеством мало знакомы люди, живущие в домах, не оборудованных счётчиками тепловой энергии, потому что они как платили по тарифам, так и платят. А управляющие компании не спешат с установкой этих самых теплосчётчиков, потому что они очень недёшевы (стоимость одного около 200 тысяч рублей) и экономии, вопреки всем прогнозам, не дают. Жители ТСЖ, ЖСК, которые в надежде сберечь свои денежки установили такие счётчики, не раз обращались с жалобой в администрацию, правительство области, писали в нашу газету, что по двухкомпонентному тарифу стоимость кубометра горячей воды в их домах зашкаливает и составляет 200—350 рублей за куб. м против 150—160 по нормативу. И стоны такие раздавались по всей стране. Поэтому 14.02.2015 было принято постановление правительства РФ №129 « О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» с целью упорядочить расчёты с населением по горячему водоснабжению и сделать их более прозрачными. Из ряда документов и разъяснительных писем следует, что «показания приборов учёта, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не должны учитываться ни в расчётах с потребителями, ни в расчётах с ресурсоснабжающими организациями». Иными словами, если в конкретном доме на подогрев воды энергии тратится существенно больше, чем положено по нормативу, это не должно быть проблемой жителей.

По расчётам администрации, после введения и утверждения нормативов, которые будут согласованы с министерством ЖКХ и Комитетом по ценам и тарифам Московской области, стоимость 1 кубометра горячей воды в городском поселении Сергиев Посад не должна превышать 166 рублей 87 копеек. И двум городским микрорайонам - — Скобянке и Вакцине, где сейчас плата за горячую воду необоснованно низкая — придётся «подтянуться»: здесь плата за горячую воду повысится больше всего. Сейчас тарифы ресурсоснабжающих микрорайоны организаций ООО «Термоси» и АО «ГУ ЖКХ» существенно ниже среднегородских.

 

Раньше поднимать не стеснялись

Предельный индекс платы граждан в Сергиевом Посаде подняли не впервой. Обратимся к документам. Ещё в 2015 году администрация Сергиева Посада вышла с инициативой перед горсоветом увеличивать индексы предельного роста платы за коммунальные услуги ежегодно. С июля 2016 года на 8 %, с июля 2017 года на 9 %, с июля 2018 года на 8,7 %. И 26 ноября 2015 года депутаты такое решение (№3-34/242-ГС от 26.11.2015 г.) приняли: из 16 пришедших за заседание депутатов 13 поддержали увеличение предельного индекса роста платы граждан аж на три года вперёд.

Но в прошлом году предельный рост индекса, определённый правительством Московской области, превышен не был: тогда его поднимали с расчётом помочь Водоканалу, но концессионное соглашение так и не удалось заключить — желающих инвесторов не нашлось.

 

 

 

комментарии

Дмитрий ДЁМИН, глава Сергиева Посада, председатель городского совета депутатов:

Принято крайне важное решение для города. Сергиев Посад сегодня в правовом поле коммунального законодательства, а регион делает ставку на единые для поселения коммунальные тарифы. Мы рас-сматривали разные варианты максимального роста тарифов и остановились на 9 %. Этот уровень позволяет подтянуть к общим коммунальным стандартам Вакцину и Скобяной посёлок, при этом соблюдены интересы микрорайонов, где тарифы регулярно корректировали. Для тысяч горожан принятие единых тарифов — это защита от необоснованного завышения коммунальных платежей. У города появилась возможность решать давно копившиеся коммунальные проблемы.

Александр НОРИН, директор МУП «Водоканал»:

Напомню, что Водоканал — это 52 водозаборные скважины, 80 процентов питьевой воды для города и обслуживание 100 процентов канализационного стока. При этом износ сетей достигает 50—70 процентов. Бюджета в 16 миллионов рублей недостаточно даже на оперативный ремонт, говорить о развитии в этих условиях не приходится. В августе прошлого года Водоканал с трудом вышел из процедуры банкротства. График выплат мы соблюдаем, но ещё остаются многомиллионные долги по налогам и электроэнергии, банкротство может возобновиться в любой момент. Тогда о модернизации говорить будет поздно.

Спасти предприятие может инвестиционная программа в рамках закона о концессии. Первая попытка не удалась, претендент разорился. С 1 января этого года в закон о концессии внесены изменения, которые делают программу более защищённой. Теперь обязательными участниками концессии выступают область, инвестор и поселение. Вероятный инвестор обязан принять на себя долги предприятия, в нашем случае это порядка 300 миллионов рублей. Собственно, у города и Водоканала на сегодня нет другого выхода, кроме модернизации в рамках инвестиционного проекта.

У нас есть два-три претендента, с которыми ведём переговоры. Утверждённый горсоветом максимальный индекс роста платы за коммунальные услуги — это основа для предметного разговора с инвестором. Вложение в Водоканал — долгие инвестиции, если котельная окупается за пять лет, новые системы водоснабжения дают отдачу через десять лет и больше. По нашим расчётам, в рамках инвестиционной программы за шесть лет в Водоканал нужно вложить порядка трёх миллиардов рублей. Дальнейшая модернизация хозяйства потребует ещё 9—10 миллиардов.

Добавим к этому, что тариф на водоснабжение в Сергиевом Посаде ниже на 18 %, чем в среднем по области, и вдвое дешевле за водоотведение. Но о новых тарифах разговор зайдёт, когда определится инвестор и концессия станет реальностью. До тех пор Водоканал оказывает услуги по существующим тарифам. В общем объёме роста квартплаты с 1 июля в 6,1 % плата за водоснабжение и водоотведение подрастёт на 3,6 %.