На выставке «Музей русской матрёшки» в музейно-выставочном комплексе «Конный двор» посетители знакомятся с историей самой знаменитой русской игрушки. Особое место среди экспонатов занимает традиционная японская фигурка Ситифукудзин работы мастера Огасавара Ёсио, которая была подарена им в собрание Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника в 2010 году.

Ситифукудзин помогает нам приоткрыть завесу тайны происхождения матрёшки. Cуществует предположение, что свою родословную русская игрушка ведёт от японской токарной деревянной разъёмной семиместной фигурки Ситифукудзин, означающей «Семь Богов счастья». Составляющие фигурку изображения семи богов имеют отчасти индийское, отчасти китайское и собственно японское происхождение, но в таком сочетании они встречаются только в японском пантеоне.

Первая из семи фигурок Фукурокудзю — бог счастья, процветания и долголетия, ассоциируется с даосским монахом или даосским божеством, а также иногда считается аналогом божества Дзюродзин — «Долголетний старец», он же Лао-цзы, воплощение Южной Звезды.

За ним следуют фигурки Бэндзайтэн — богиня удачи и любви к знаниям, Дайтокутэн — божество финансового успеха и пищи, Хотэй — счастья и добродетели, Бисямонтэн — сокровищ и счастья, Эбису — торговли и сельского хозяйства, приносящие прибыль и урожай, и последняя — Маленькая принцесса, о происхождении которой свидетельств не сохранилось. Современные японцы продолжают верить, что Ситифукудзин приносит счастье и приплывает к людям на Корабле сокровищ.

 

Светлана Горожанина, зав. отделом «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI веков».