Раз в неделю в школе мы расставались с нашей мужской частью класса. Девочки отправлялись познавать азы кройки, шитья и кулинарии, а мальчики — учиться быть хозяевами в доме: забивать гвозди, делать табуретки и вешать полки. В сегодняшней школе молотки мальчики видят только в учебниках. Традиционные уроки труда заменили на информатику и технологию. Узнать, что произошло с уроками труда и почему мальчиков перестали обучать основам мужского домоводства, я отправилась в родную школу № 21.

 

Сидят девчонки, сидят в косынках

Кабинет труда для девочек остался на том же месте, как и 16 лет назад, когда я первый раз переступила его порог. В классе сидят шестиклассницы в таких же фартуках и косынках, которые шили мы. На столах те же швейные машинки, а вот кухню поменяли на новую.

Учитель труда Татьяна Кузьмина рассказывает о программе обучения: «С 5 по 7 класс трудовое обучение два часа в неделю, в 8 классе оно становится больше профильным. В 5 классе девочки начинают с азов: изучают ручные и машинные швы, шьют фартуки. В 6 классе шьём сорочки, в 7-м — юбки, а в 8 классе — кукольные сарафаны. Так как занятия проходят всего один час в неделю, мы не успеваем сделать большое изделие. Восьмиклассницы могут самостоятельно наладить швейную машину, вставить иголку. У нас проходят уроки материаловедения, моделирования».

На новой кухне готовить, наверное, приятнее. Но мы в свои школьные годы с большим удовольствием готовили и на старой. Первое, чему мы научились, — бутерброды и омлет. Омлетом я закормила домашних так, что потом его ещё долго не готовили. А вот свежими бутербродами мы с гордостью угощали наших мальчишек, которые прибегали из соседнего кабинета. Они воодушевлённо рассказывали, как сами сделали вешалки для одежды, в старших классах гордились, что могут скрепить металлические листы, а мы в ответ угощали выпечкой.

 

Викторины вместо гвоздей и молотка

Мальчикам уроки труда заменил предмет под названием «технология». Ученики здесь прилежно сидят за партами, перед ними раскрыт учебник и тетрадки, они что-то записывают, а потом чертят. Никаких инструментов, никакого запаха дерева, никаких опилок, металла. Только чернила и бумага. Ведёт урок технологии Елена Гаврилова. В программе обучения — теоретическое изучение обработки дерева и металла. Так же теоретически знакомятся с инструментами и материалами. С 6 по 8 класс мальчики изучают компьютерные технологии. Елена Васильевна рассказывает, что старается, чтобы уроки были интересными, проводит игры КВН, викторины и устные опросы.

«В нашей школе на уроки технологии перешли три года назад. В школе демонтированы мастерские. Инструменты в них были травмоопасные. В нашей школе несчастных случаев не было, но я знаю, что в других школах были травмы рук и глаз», — рассказала Елена Гаврилова.

В традиционном виде «травмоопасные» уроки сохранились в некоторых школах Сергиево-Посадского района. Уроки технического труда у мальчиков ведутся в 16 школах: № 1, № 6, № 14, № 16, № 28, гимназии № 5, лицее № 24, Хотьковской школе № 1, Хотьковской школе № 5, Константиновской, Кузьминской, Самотовинской, Торгашинской, Шабурновской, Шеметовской школах, а также в основной общеобразовательной школе № 7.

 

Youtube научит

Очевидно, что придя домой с уроков технологии, мамин помощник не забьёт в стену гвоздь и не повесит полочку в коридоре. Получается, что ответственность за обучение «мужским» навыкам лежит на папах и дедушках. А ещё можно посмотреть видеоролик на Youtube и попробовать повторить процесс.

Например, спросом пользуются видео «Как починить кран, если он капает». В век технологий в интернете можно найти ответ на любой вопрос. Но, как мне кажется, есть вещи, которые могут передаваться только при личном общении от человека к человеку. Ни один видеоблогер не подскажет мальчику, где он допустил ошибку и почему его табуретку повело. Мужчины с золотыми руками ценились во все времена, но видимо, в ближайшем будущем умельцы будут редкими экземплярами.

«Леность — основа порока. Человек должен трудиться — душой, руками и головой», — считает Ольга Васильева, министр образования. А ещё, по её мнению, школьникам необходимо трудовое воспитание: они должны «трудиться ежечасно, ежесекундно» и «получать радость от своего труда».

По инициативе Минобрнауки с 2017 года в школах должны начать вводить час трудового воспитания в рамках предмета «технология». О том, чем дети будут заниматься на этих уроках, в ведомстве пока не сообщается. Но министр образования призвала школы не ждать указки «сверху» и начинать самим приучать школьников к труду.

 

КОММЕНТАРИЙ

Ольга Дударева, начальник управления образования:

“Основной причиной, по которой в ряде школ района не проводятся уроки труда для мальчиков, является отсутствие учителей по данному предмету. За последние 10 лет в школы не пришёл ни один молодой специалист, получивший высшее педагогическое образование по предмету «Технология». К примеру, факультет «Технологии и предпринимательства» Московского государственного областного университета в 2016 году выпустил всего 25 человек. Взять на эту должность специалиста с предприятия директор школы не имеет права, так как наличие педагогического образования у преподавателя в настоящее время является обязательным условием при устройстве на работу в образовательное учреждение. Вместе с тем, в отдельных школах района сохранены и столярные, и слесарные мастерские, и, при условии прихода учителя, эти школы готовы возобновить обучение по техническому труду.