«Mix», «Skype», «KFC» (не путать с закусочной), «legal» — эти слова, въевшиеся в городские стены, уже чётко ассоциируются с торговлей наркотическими веществами. Такие объявления сыпью возникают на всех городских постройках в нашей стране. Сергиевопосадские дома тоже регулярно покрываются наружной рекламой запрещённых товаров. Жилыми постройками «дельцы» не ограничиваются, зачастую рисуя свои объявления и на памятниках или, как недавно, в переходе напротив ДК им. Гагарина. Понятно, что не всем горожанам нравится такой агрессивный маркетинг.

 

Декаданс «дегенеративного искусства»

Несмотря на назойливость и кажущуюся повсеместность, нужно заметить, что за последние годы объявлений о продаже разных «солей» и «смесей» стало меньше. Связано это, в первую очередь, с изменением технологий: «настенная живопись» не столь эффективна, как тот же Tor (программа для анонимного сетевого соединения, помогающая скрыть пользователя). Как нам анонимно прокомментировал источник, сейчас даже обычное сарафанное радио гораздо лучше работает.

Такая реклама, по сути, одноразовая — она рассчитана на один-два звонка, после чего контакты меняются, а автору «художества» нужно вновь браться за баллончик, отсюда и такая частота появлений. Сделать то же самое в цифровом варианте куда проще, да и менее затратно, так что в будущем «барыжный фольклор» имеет все шансы исчезнуть сам собой.

Более того, в среде «целевой аудитории» настенной рекламы существует поверье, что сейчас надписи делают только сами сотрудники органов, чтобы отлавливать нарушителей. Слух крайне сомнительный: по закону такие действия полиции в суде могут квалифицировать как провокацию к действию, что уже само по себе преступление.

 

Авторский «гонорар»

Получается, что большая часть наркотической рекламы на стенах — «мёртвые» телефоны. К тому же рисуют их, как и в случае с курьерством, зачастую люди сильно со стороны, поэтому и поимке преступников анализ малеваний не столь сильно помогает, а автора художества редко можно привлечь по 228 статье Уголовного кодекса. Сотрудник УМВД смог вспомнить всего один случай в прошлом году, когда через такую рекламу выходили на поставщика, и даже в том случае надпись стала лишь частью уже имеющейся базы улик.

С другой стороны, любого такого «фривольного художника» можно смело привлечь по статье 214 УК РФ часть 1 — вандализм. Наказание, конечно, не столь суровое, но всё же: от штрафа в размере 40 тысяч до трёхмесячного ареста. Срок ответственности, кстати, наступает с 14 лет.

 

Отзывы «зрителей»

Как бы то ни было, но реклама наркотиков уже нарисована на стенах, и людям она не нравится. Возникает вопрос: что делать человеку, чтобы надпись с его дома наконец-то стёрли?

«Алгоритм действий крайне простой, — отвечает нам Андрей Михайлович Тюпенков, заместитель начальника полиции по охране общественного порядка. — Два варианта: если вы увидели надпись на своём доме — обратитесь в свою управляющую компанию, либо в отдел УМВД, либо по телефону 112. В случае выявления такой рекламы мы передаём информацию в управляющую компанию. Если им поступает сообщение, то они связываются с нами для проверки. С прошлого года у нас выстроены все схемы взаимодействия для оперативной реакции».

Закраской, согласно одному из технических нормативов, должны заниматься именно УК обслуживаемого дома. Кстати, отказать вам в этом компания не может. «Избавление от такой рекламы подходит под категорию выполнения текущего ремонта, соответственно, если фирма отказывается его выполнять — это нарушение и можно смело писать жалобу», — комментирует Роман Воронов, главный юрист Городской Юридической Службы.

Возможность воплотить сказанное в жизнь у нас появляется буквально в паре десятков метров от отделения УМВД: реклама красуется на фасаде здания по адресу проспект Красной Армии, 199. На сайте mingkh.ru узнаём, что дом под управлением компании УК СПМР. Звоним в диспетчерскую. Сначала пытаемся представиться жильцом, но без адреса и подтверждения контактных данных заявление не принимают: вроде как ничего страшного, но ощущение какой-то анонимной безопасности всё же разрушается. Называю свой фактический адрес и имя. Оператор сообщает, что заявление принято. Дать точный ответ о сроках закраски не могут, отвечают только, что моё заявление отправлено в очередь — теперь будем следить за судьбой «картины» после майских праздников.

 

Слишком яркая «критика»

Многие организации и просто отдельные граждане решают бороться с рекламой самостоятельно.

Например, сейчас до сих пор действует движение #стопнаркотик, которое, помимо прочего, занимается закраской надписей — участвовали в нём и сергиевопосадцы. «С баллончиками на перевес» выходили и многие молодёжные организации, и представители наших субкультур, такие как стрейтэджеры. Часть тех, кто готов избавлять город от надписей, выражает опасения, что их самих могут посчитать вандалами. На это в УМВД отвечают, что за подобную деятельность никого у нас ещё не привлекали.

Но есть и крайние формы борьбы. «Не надо играть в детектива, звонить, проверять и прочее. У нас, конечно, таких ярких случаев не было, но по стране хватает примеров», — дополняет свой ответ Андрей Михайлович. Речь идёт об эксцессах, когда правомерно рассерженные горожане переходят правовую грань. Например, буквально месяц назад в Нижнем Новгороде признали виновными четырёх человек, трём из которых не было 18, в убийстве предполагаемого торговца. Так что лучший, и наименее энергозатратный, способ борьбы с телефоном на стене — это всё же звонок, только не по указанному номеру.