Не каждому дадут такую характеристику, но Виктор Балдин заслужил её в полной мере. Именно благодаря ему, архитектору и реставратору, во многом сохранился исторический вид Троице-Сергиевой лавры — такой, какой знаем её мы, и какой она была столетия назад.

Об этом человеке в Сергиево-Посадском музее-заповеднике рассказала на днях его вдова — Юлия Фёдоровна Сивакова. Удивительная, подвижная, с острым умом женщина, пережившая фашистский концлагерь, выглядит лет на двадцать моложе своего возраста. Ярко, как будто это случилось недавно, она вспоминала, как Балдин с коллегами спасали Лавру от бомбардировки — закрашивали золото куполов серой краской, укрывали кресты, чтобы их не разглядели сверху и, главное, чтобы их не взрорвали свои же — как возможную мишень для гитлеровских пилотов.

Это лишь один маленький эпизод из большой биографии Балдина. Он был первым, кто занялся комплексной реставрацией Лавры после войны. Считал, что одних фотографий и чертежей недостаточно, чтобы сохранить её облик, и сам, своими руками и с помощью жены, создавал объёмные макеты монастыря и окрестностей. Проработка поражает, в ней отражён каждый нюанс обители. Сегодня эти макеты доступны всем в музейном комплексе «Конный двор».

Его главная заслуга в том, что он детально восстановил ансамбль Лавры, взяв на себя смелость зафиксировать в реставрации именно те периоды, что наиболее адекватно отражают её роль в истории страны.

И всем этим он занимался во времена, которые, казалось бы, к тому совершенно не располагали. Впервые приехал в Загорск ещё до войны, студентом Архитектурного института, продолжил работу и после, когда отношение государства к Церкви оставалось более чем прохладным.

Ему удавалось находить понимание у тогдашнего церковного руководства и считаться при этом одним из видных светских учёных — директором Музея архитектуры на протяжении 25 лет. Не все коллеги соглашались с его видением подлинного облика Лавры, менявшейся на протяжении столетий. Но возможно ли единомыслие в такой сложной творческой работе?

Непонимание преодолевал он и в том, что касалось Бременской коллекции — ценнейшего собрания западноевропейской живописи, которое Виктор Балдин, ещё как фронтовик, вывез из Германии, спасая от уничтожения в годы войны. Это более 350 работ (преимущественно рисунков) Тициана, Рембрандта, Ван Гога, Дюрера, Караваджо, Рубенса. Балдин, сберёгший от уничтожения мировые ценности, при жизни добивался их возвращения в музеи, но руководство страны занимало переменчивую позицию, и сегодня коллекция по-прежнему находится в России.

Заслуга Балдина и в том, что Загорск стал туристическим центром — в шестидесятых, когда реставратор закончил основные работы, город стал частью Золотого кольца, а позже ансамбль получил международное признание как один из памятников мировой архитектуры из списка ЮНЕСКО.