Лет пять назад мультфильмы в нашем городе делали единицы — и то больше для себя. И вряд ли кто-то тогда мог представить, что совсем скоро это направление станет столь популярным.

 

Революция, которую мы не заметили

Совершенно незаметно в городе сложилась новая творческая среда: в филиале ВГИКа (бывшем киноколледже) появилось отделение, где готовят режиссёров-мультипликаторов, лекции известных аниматоров — например, Юрия Норштейна — собирают залы, а вместе с этим открылось несколько маленьких анимационных студий для всех желающих. Теперь мультфильмы делают в детских центрах, школах и даже в маленькой комнате при одной из сергиевопосадских церквей.

 

Сюжет, который Елизавета Харченко сделала с учениками в воскресной школе:

 

 

Елизавета Харченко была в числе первых героев этой революции. На тот момент студентка ВГИКа, ещё московского — до открытия сергиевопосадского филиала, она однажды съездила волонтёром в молодёжный лагерь в Чехию, где увидела, как кадр за кадром, обычным фотоаппаратом, можно сделать простой мультик. Лиза загорелась, привезла идею в Посад, начала преподавать в детской студии, а теперь параллельно ведёт класс в Русском дворце интересов, связанном с Пятницким подворьем Лавры.

 

По правилам «Бойцовского клуба»

Соседи могут и не знать, что вот та скромная женщина, что по утрам выгуливает собаку, или вот тот мужчина, что возится со своей машиной во дворе, создали мультфильм, на который они пойдут вечером всей семьёй.

«У нас в городе есть те, кто работает для «большой» мультиндустрии, на профессиональных станках, у себя дома. Но они обычно стараются это не афишировать, — говорит Лиза, — я узнала об этих мастерах через ребят, которые у меня занимаются, пыталась познакомиться, но так пока и не довелось».

Не стремятся к широкой известности и художники из небольших независимых студий. Те, кто делают не блокбастеры, а мульт-арт-хаус в независимых студиях, как правило, тоже не распространяются о сво­ей работе. «Это похоже на первое правило «Бой­цовского клуба» Паланика — никому не рассказывать о клубе», — приводит пример Софья Феоктистова, будущий режиссёр-мультипликатор из ВГИКа.

Да и широкому зрителю не всегда интересно, что придумывают эти малоизвестные маленькие студии. Подобные мультфильмы часто делаются для души, для фестивалей, а ещё для продюсеров, которые глядишь — и предложат интересный контракт.

 

Как придумать свою вселенную?

Тем не менее пласт российской некоммерческой анимации вовсе не меньше пласта анимации коммерческой вроде «Фиксиков», «Смешариков» или «Маши и Медведя», ставших популярными в планетарном масштабе. То, что мы видим на афишах кинотеатров, — далеко не всё и далеко не главное, что снимается в России.

Анимационные станки, на которых работают Лиза и её коллеги, могут уступать оборудованию профессионалов, но в части компьютерных программ у них всё на уровне — работают с той же Dragonframe, в которой Тим Бёртон сделал своего диснеевского «Франкенвини» или Ник Парк — «Барашка Шона».

И в плане идей всё в порядке. «Анимация — это что-то вроде работы Демиурга. Ты творишь миры, вселенные, населяешь их собственными существами, продумываешь всё — от внешности героев до их законов, по которым они живут», — рассказывает о своей будущей профессии Софья.

Её работа будет заключаться как раз в том, чтобы хорошо продумать параллельную вселенную. «Вопрос ставится примерно так — а что бы я сделал, если бы был Богом?»  — резюмирует Софья.

 

Откуда интерес

Дело не в том, что в наши дни вдруг появился какой-то необыкновенный запрос на мультфильмы, уверена Софья: просто сейчас возник новый спрос на молодёжное творчество в целом, а компьютерные технологии этому только способствуют.

К тому же, анимацию перестают воспринимать как жанр исключительно детский, добавляет её однокурсница Василиса Тикунова.

Василиса приехала к нам из Белгорода, и в их группе из восьми человек — только один студент из Сергиева Посада. И всего двое ребят, остальные девушки. Это только кажется, что мультипликатор — мужская профессия. На самом деле много отечественных мультиков создали женщины, просто на слуху остались имена классиков-мужчин.

Елизавета Харченко рассказывает, что анимацией в последнее время заинтересовались даже бабушки — ходили на её курсы, правда, надолго не задерживались. «Может, не выдержали нашей творческой атмосферы», — предполагает Лиза.

 

Этот ролик ребята сделали на Большом Фестивале Мультфильмов — крупнейшем в стране международном смотре анимации

 

О том, что мультипликаторы — народ увлечённый, можно судить по тому, как они смотрят обычное кино. В обычной жизни.

«У нас теперь такая профессиональная болезнь, — смеётся Василиса, — после каждой пары монтажа мы несколько дней не можем смотреть нормально какое-либо кино. Не только мультфильм, а вообще! Мы только и разбираем с профессиональной точки зрения: а как они эту сцену сделали, а почему режиссёр это склеил с тем? Пока что это ощущение со временем проходит, но, чувствую, ещё несколько лет — и перестанет проходить».

 

 

Фото Василисы Тикуновой, Марьи Орловой, Елизаветы Харченко