В 2007 году в Сергиевом Посаде довольно широко праздновали 225-летие города. В этом году со времени основания Сергиева Посада исполняется 235 лет. Его «организация» была связана, с одной стороны, с губернской реформой 1770—1780-х годов, а с другой, судя по хронике событий, не имела к ней отношения.

После разгрома восстания Е. И. Пугачёва 1773—1775 гг. Екатерина II решила совершенствовать административный аппарат, из-за недостатков деятельности которого выступление Пугачёва превратилось в крестьянское восстание. В 1775 г. было утверждено «Учреждение для управления губерний», которое позволило создать многочисленную администрацию на местах.

При проведении новой административной реформы было учреждено около 50 губерний. За основу была положена численность населения в 300-400 тысяч жителей. Губернии делились на уезды по 20-30 тысяч человек в каждом.

В октябре 1781 г. был издан указ об организации к концу следующего года Московской губернии из 14 уездов. С этой целью в разряд уездных городов были переведены четыре села и одна слобода. Почти все города губернии в декабре 1781 г. получили свои гербы и печати.

За полгода до официального открытия Московской губернии, вопреки принятым правилам, 3 апреля (22 марта ст. ст.) 1782 г., был издан указ, на основе которого на территории губернии появляется ещё один город, почти полтора столетия существовавший как Сергиевский посад.

Чтобы разобраться в этом казусе, обратимся для начала к тексту указа. В его длинном названии отмечено решение двух задач: «О дозволении живущим в разных местах Московской губернии крестьянам и ямщикам, занимающимся торгами и промыслами, записаться в купечество и мещанство и об учреждении для живущих в слободах ведомства Коллегии Экономии близ Свято-Троицкой Сергиевой лавры посада под названием Сергиевского, а в нём ратуши».

В самом тексте указа определено, жителям каких мест и какого социального положения можно поменять свой социальный статус:

«По поданным Нам от генерал-майора и московского губернатора Архарова, в бытность его здесь, представлениям, подтверждённым ныне от нашего генерал-фельдмаршала, главнокомандующего в Москве и в губернии тамошней графа Чернышёва, Всемилостивейше повелеваем:

Живущим в слободах ведомства Коллегии Экономии, близ Свято-Троицкой Сергиевской лавры лежащих, непахотным жителям, производящим торги и ремёсла, позволить записаться по желаниям их в купечество и мещанство, учредя для них посад под именем Сергиевской и в нём Ратушу, сходственно Учреждениям Нашим главы I в статье 27 и главы XX в статье 278.

Равным образом дать таковое же дозволение записаться в мещанство и купечество ведомства Дворцовой Нашей Канцелярии в примосковном селе Покровском жительствующим крестьянам, кои по отправлении ими торгу или ремёсел в таковое состояние войти пожелают.

Подобное дозволение учинить жительствующим в городе Клину ямщикам, возложа потребныя по сему распоряжения на помянутого генерал-фельд­маршала и предписав, чтобы он прислал для известия Нашего ведомости о числе таковых желающих перейти в свойственное упражнениям их состояние».

Таким образом, жителям нескольких поселений — бывших троицких слобод, села и города — разрешалось перейти в свойственное их занятиям состояние.

Единственное, что объединяет эти поселения в одном указе, это разрешение определённым группам их жителей записаться в мещанство и купечество.

В этой главной цели указа скрывается разгадка образований Сергиевского посада. Этот внешне несуразный указ отражает представления Екатерины II об устройстве российского общества. Императрица пыталась юридически оформить три сословные группы с их наследственными правами и обязанностями: дворянство, «средний род людей» в лице купцов и мещан, обладающих недвижимостью в черте города, и государственных крестьян.

Итогом её попыток явилось издание в 1785 г. грамоты на права и преимущества благородного Российского дворянства («Жалованная грамота дворянству») и грамоты на права и выгоды городам Российской империи («Жалованная грамота городам»).

Первая устанавливала прин­ципы организации местного дворянского самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных дворянских книг. Согласно грамоте были запрещены самовольные конфискации поместий. Кроме того, дворяне получили право свободно распоряжаться своими имениями.

Вторая закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности. Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией (с особыми же административными системами управления и видами занятий населения).

В том же 1785 г. было составлено «Сельское положение». В нём утверждались неотъемлемость сословных прав государственных крестьян, в том числе на личную свободу, право сословных занятий земледелием и некоторыми ремёслами, право собственности, владения и продажи недвижимого и движимого имущества. В сельской местности образовывались выборные органы самоуправления, с помощью выборов образовывался сословный суд, существовал механизм взаимодействия с представителями государства. По неизвестной причине это Положение осталось проектом.

С целью увеличения количества купцов и ремесленников в составе российского общества объявлялись, в частности, городами сёла и слободы и разрешалось записываться в мещанство, состоявшее, в основном, из ремесленников, крестьянам и ямщикам отдельных поселений.

Ввиду значительного числа жителей бывших троицких слобод они объединялись в посад. Согласно тогдашним представлениям город включал в свой состав «настоящих городовых обывателей», гильдейское купечество, цеховых ремесленников, иногородних и иностранных гостей, «именитых граждан» и «посадских». Сергиевское городское поселение создавалось только из купцов и ремесленников, основных жителей городских посадов. Отсюда и возник посад под именем Сергиевский. Он был безуездным городским поселением, т. е. не имеющим подчинённой ему сельской местности.

Количества жителей подмонастырских слобод вполне хватало на организацию полноценного города, но этому помешала бюрократическая волокита. К тому времени, когда до тех, кто занимался созданием губерний, дошли сведения о бывших троицких слободах, восточная часть Московской губернии была уже укомплектована уездами со своими административными центрами — городами. Утверждённую структуру не стали ломать и организовали безуездный город. Примерно таким же образом около середины XIX в. был образован Павловский посад.

Организация из троицких слобод посада не повлияла сильно на занятия новых горожан. Она лишь замедлила приток в город дворян, поскольку местные помещики ориентировались на уездный центр, вначале Богородск, затем Дмитров, в которых они могли решать свои хозяйственные проблемы.