Совсем недавно с огромного по старым меркам дома Казан­ского начиналась Вифанская улица (позади него в 1953 году построили библиотеку на Валовой, ныне носящую имя В. Розанова). Первый этаж был кирпичным, белёным, а второй — из сосновых брёвен. Застройщиком этого здания ещё в XIX веке был профессор Московской духовной академии Пётр Иванович Казанский.

Пётр Иванович Казанский.Первичная информация о доме была получена от старожила Клавдии Сергеевны Балашовой (1915–2010) и Галины Алексеевны Алмазовой (1934–2000), бывшего учителя географии в школе № 4. Галина Алексеевна проживала в этом доме с матерью Лией Александровной (1905–1965), когда-то преподавателем математики.

В 1930-е годы в две комнаты дома «уплотнили» сына профессора Сергея Петровича Казанского с матерью. По рассказам, это был высокий, худощавый человек с прямыми волосами, зачёсанными назад. Тогда Сергей Петрович преподавал русский язык и литературу в местном педтехникуме. По воспоминаниям бывшего учащегося, писателя Алексея Мусатова, у них в техникуме появился журнал «Взлёт». Одним из организаторов журнала и его активным участником был Мусатов, а бессменным редактором — Сергей Петрович Казанский, «учитель литературы и бескомпромисснейший цензор, придирчиво перечёркивавший все наши литературные ляпсусы». С С. П. Казанским общался и М. М. Пришвин.

Недавно удалось связаться с потомком Казанских, профессором МАТИ — Российского государственного технологического университета имени К. Э. Циолковского — Еленой Николаевной Изюмовой (спасибо А. А. Пащенко) и узнать подробнее об этой семье.

По рассказам Елены Николаевны, супругу профессора звали Агния Андреевна (1845–????). Как оказалось, упомянутый Сергей Петрович Казанский (р. 1869), до революции бывший надворным советником и инспектором Императорского Технического училища (ныне МГТУ имени Н. Э. Баумана), скончался «от холода и цинги

24 января 1943 года в Москве, на руках сестры Анны». Кроме Сергея в семье профессора были такие дети: Варвара (1867, похоронена на Кукуевском кладбище), Николай (1872, репрессирован), Анна (1876—1974), Александр (1884, ум. от тифа после 1905 г.), Наталия (1887, ум. в Туле) и Антонина (1889, ум. в Ленинграде).

Анна Петровна вышла замуж за Михаила Павловича Изюмова (1871–1933), кандидата богословия и преподавателя греческого языка в Вифанской духовной семинарии. Семья Изюмовых сначала проживала в доме Казан­ского со своими сыновьями Николаем и Сергеем. В советское время Михаил Павлович работал школьным учителем в Сергиеве. В 1922 году он был арестован, и, скорее всего, это был не единственный раз. В апреле 1933 года он умер в Бутырском следственном изоляторе, видимо, не выдержав страшных допросов.

В семье Изюмовых выросли замечательные сыновья, составившие гордость нашей страны. Николай Михайлович Изюмов (1901–1974) — заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор, генерал-лейтенант. Он окончил гимназию в Сергиевом Посаде, прошёл курс обучения в Электроакадемии и впоследствии прославился как разработчик миноискателей, которые сохранили множество солдатских жизней во время Великой Отечественной войны.

У его брата — Сергея Михайловича Изюмова (1899 – 1967) — не менее славная биография. В 1917 году он с золотой медалью окончил гимназию в Сергиевом Посаде. Перед войной Сергей Михайлович преподавал в Военно-инженерной академии им. Куйбышева, которую, видимо, и закончил. Ещё до войны он защитил кандидатскую диссертацию. Был лично знаком с легендарным генералом Карбышевым. Во время войны часто выезжал в действующую армию для срочного решения различных задач инженерного обеспечения войск. Например, С. М. Изюмов был ответственным за расчёт несущей способности льда на «Дороге жизни» к блокадному Ленинграду. В 1947 г. ему присуждено учёное звание профессора, и впоследствии он заведовал кафедрой сопротивления материалов в своей Академии. Сергей Ми­хай­ло­вич был удивительно та­лант­ливым человеком: играл на виолончели, писал стихи и превосходно рисовал.

Василий Никанорович МышцынИз мемуаров Сергея Александровича Волкова можно узнать, что в доме Казанского после выселения из Лавры жили монахи-студенты Духовной академии Вассиан (будущий епископ Вассиан (Пятницкий), причисленный теперь к лику святых) и Варфоломей (Ремов), впоследствии архиепископ. Наверное, их приютила семья хозяев. Волею судьбы в этом же доме в конце 1920-х гг. появился еще один бывший профессор МДА — В. Н. Мышцын.

Огромный дом Казанского был пристанищем для многих семей. После смерти Сергея Петровича Казанского его комнаты заняли Сычёвы: отец работал машинистом, дочь звали Ириной. На первом этаже жили Гробовы: Владимир, жена Нина Алексеевна, дочь Мария от её первого брака и сын Алексей. Мария, Муся — это в будущем детский врач Мария Константиновна Баркова. Обитали в доме и Веселовские — Вальдины (Воздвиженские) — Голембатовские. Мать Людмила Георгиевна Веселовская, похоже, была родом из дворян. Вспоминают её детей от двух мужей: дочь Ксению Владимировну (Люсинку) Воздвиженскую 1932 г. р., сотрудницу ЗЭМЗа, и сына, прекрасного фотографа Глеба Голембатовского. А Вальдин — это псевдоним В. Д. Воздвиженского — репрессированного учителя, который он взял, по-видимому, потому, что вёл театральные кружки в школе. Он родился в Самаре. На момент ареста работал в неполной средней школе № 4 преподавателем русского языка. Обвинение и расстрел получил за антисоветскую агитацию.

В начале 1920-х гг. из-под Волоколамска в город приехали Судаковы. Виктор Петрович Судаков женился на местной уроженке Клавдии Александровне Иконниковой. Глава семьи был кондитером, супруга работала завхозом в детском саду. В 1935 году в семье родилась дочь Зоя, впоследствии преподаватель хи­мии. В январе 1942 года Виктор Петрович ушёл на войну. С войны он вернулся с перебитой рукой и работал в мастерской 6-го завода.

На памяти старожилов старинная постройка два раза горела. В 1966 году дом капитально отремонтировали, провели воду и канализацию. В это время в нём проживали Алмазовы, Гореловы, Горынины, Грачёвы, Журавлёвы, Киселёвы, Копейкины, Корниловы, Овчинниковы, Рухлецкие, Судаковы, Сычёвы, позднее Ларины. Надо сказать, что многочисленное население дома № 1 было довольно дружным. По весне для приведения в порядок двора устраивались субботники.

Дом стоял ещё до 1990-х годов. Но когда потомки Казанских-Изюмовых несколько лет назад захотели посмотреть на «родное пепелище», они увидели пустырь. Сейчас там красуется современное офисное здание.

Использовано фото из архива Елены Николаевны Изюмовой (Москва).

 

СПРАВКА

Пётр Иванович Казанский (1838–1913) родился в с. Домнино Владимирской губернии. Окончил в 1860 году семинарию первым по списку, в 1864-м — МДА со степенью магистра. Преподавал в Ярославской семинарии, а с 1867 г.– педагогику и историю философии в МДА. Получил звание Заслуженного профессора Академии, чин статского советника. Стал известным церковным писателем. Семейство было причислено к дворянскому сословию.

Василий Никанорович Мышцын (1866 — 1936), православный библеист и историк церкви, окончил МДА в 1890 году. В 1892 году преподавал в Рязанском духовном училище. С 1894 года вёл курс Священного Писания, а затем церковного права в МДА, был удостоен звания доктора наук. Оставив МДА в 1906 году, он перешёл в Демидовский лицей (Ярославль), где стал профессором церковного права. С 1919 года и до выхода на пенсию в 1927 году Мышцын — проректор Ярославского университета и профессор факультета общественных наук. Затем переехал в Сергиев. В последние годы жизни В. М. Мыщцын преподавал в Педагогическом техникуме в Загорске.