У итальянцев в принципе не бывает зимних шин, но эту маленькую тайну, тщательно скрываемую жителями апеннинского сапога, мы узнали, лишь когда въехали на заснеженную территорию Швейцарии. Мечта побывать хоть раз в жизни на самом престижном горнолыжном курорте Европы медленно откатывалась назад вместе с нашим арендованным в Милане «Фольксвагеном», сползающим на лысой резине вразрез потоку. Нам едва удалось сманеврировать в «карман», и мы уж было попрощались…нет, не с жизнью, а с кругленькой суммой денег, которую пришлось бы выложить за поезд, как обнаружили в багажнике спасительные цепи. Так, медленно, но уверенно шурша по ледяной трассе накинутыми на колёса цепочками, нам удалось без проблем дотянуть до расчищенной автострады.

 

За пингвинами — в Цюрих

Если бы мы знали, что придётся ехать в Швейцарию с такими приключениями, выбрали бы перелёт до Цюриха, куда собственно и направлялись в первую очередь. Но купились на то, что аренда машины в Италии в разы дешевле. Наш «Фольксваген Туран», в который мы с лёгкостью запихнулись впятером вместе с лыжами, и так потянул на 600 евро за неделю. В швейцарских арендных компаниях эта сумма увеличилась бы почти вдвое.

Уже Цюрих показал, что Швейцария — страна не для экономных туристов. Тут найдётся сотня поводов, чтобы облегчить ваш кошелёк, начиная от парковок, которые практически везде платные (22 франка в сутки, франк равен евро), ужина в ресторане, где заплатишь не меньше 30 франков с человека, и заканчивая пакетиком жареных каштанов, за которые пришлось выложить 6 франков за 200 граммов. Впрочем, прогуляться по одной из самых дорогих улиц в мире Банхофштрассе, сияющей новогодними витринами бутиков, и набережной знаменитого Цюрихского озера, протяжённость которого 40 км, можно совершенно бесплатно.

Многие уверяют, что в Цюрихе, являющемся средоточием крупнейших мировых страховых компаний и банков, воздух буквально пахнет деньгами. Возможно, это и так, но только для тех, кто привык управлять денежными потоками. Простым смертным вроде нас такие ощущения не ведомы. Поэтому мы без особого финансового пиетета полюбовались романо-готическими соборами Гроссмюнстер, Фраумюнстер и церковью Святого Петра, а потом отправились в уникальный цюрихский зоопарк.

Этот природный заповедник по праву считается одним из лучших в Европе, там обитают более двух тысяч зверей. Говорят, что местные миллионеры считают престижным поддерживать франком обитателей зверинца. За одну экскурсию в зоопарке Цюриха можно повидать практически весь животный мир нашей планеты. Но главное, не пропустите парад пингвинов, который ежедневно проводится здесь с октября по март. В час дня посетители выстраиваются живым коридором, и пингвины деловито маршируют по нему, шлёпая ластами прямо по слякоти.

 

На подступах к Церматту

Путь на горнолыжный курорт в Церматт выдался тернист и долог: вместо оптимистично прогнозируемых 3,5 часа мы ехали из Цюриха аж 12! Всему виной оказался навигатор, который решил вести нас бесплатными дорогами, заканчивающимися всякий раз тупиками или шлагбаумами, перекрывающими дороги-серпантины из-за начавшегося снегопада. Отрезок пути довелось проделать по самому длинному в Европе семнадцатикилометровому туннелю сквозь Альпы. Забавно, что въехав в туннель в пургу и -13 градусов, мы выехали из него в летние +10!

Когда уже смеркалось и до конечного пункта оставалась всего 50 км, нас ждал ещё один «сюрприз». Возле очередного шлагбаума мы безропотно попрощались с очередными 30 франками и под красноречивые жесты регулировщика, надавив на педаль газа, оказались на… платформе железнодорожного состава. Позже выяснилось, что другого пути попасть в Церматт просто нет. Оказывается, прижимистые швейцарцы просчитали, что прокладывать в этом месте магистраль будет очень дорого, поэтому они прорубили в скале туннель, по которому курсируют специальные платформы-поезда для перевозки машин. Железную дорогу прокладывать и эксплуатировать дешевле, и всегда можно взять плату за проезд.

Из моего пространного повествования, возможно, может сложиться впечатление, что в Швейцарии плохо чистят дороги, но на самом деле это не так. И логистика движения здесь продумана до мелочей, просто мы не привыкли заранее просчитывать наш путь. После железной дороги через 20 км прекрасной трассы в городке Тэш нам пришлось распрощаться со своим «железным конём», определив его на платную стоянку (15 франков в день!) и пересесть на узкоколейную электричку-шаттл, которая через десять минут доставила нас в Церматт.

 

Притяжение Маттерхорна

В самой деревне из соображения экологии жители отказались от машин, работающих на бензине, отдав предпочтение электрокарам и гужевому транспорту. Поэтому до отеля пришлось добираться на электрическом такси за 20 франков. Днём этот же путь можно было проехать за 3 франка на автобусе, а при наличии skipass (билета на подъёмники) проезд был бы бесплатным. Хозяйка наших апартаментов, миловидная девушка лет тридцати, уже отчаявшаяся дождаться заплутавших постояльцев, радостно вручила нам ключи. Мы наконец-то были дома, а за окном, подсвеченная восходящей луной, сияла вершина вожделенной горы Маттерхорн.

Именно эта потрясающей красоты гора, символ Швейцарии высотой 4478 метров, позволила превратить ничем не примечательную деревушку в курорт для миллионеров. Горнолыжные центры Церматта открыты в течение всего года и находятся на высоте между 2900 и 3900 метрами над уровнем моря среди вечных снегов. Суммарная зона катания — 350 км трасс. Наилучшее время для посещения: с декабря по май, но, поверьте, фанатики горных лыж в немалом количестве встречаются там и в июне. Стоит учесть, что цена на skipass в Швейцарии самая дорогая: 330 франков за 6 дней на взрослого и 165 франков на ребёнка до 16 лет. Детей до 9 лет пускают бесплатно, но, чтобы купить билет, требуется паспорт. Если кто-то всё же схитрил и купил детский skipass на взрослого, есть вероятность налететь на немалый штраф. Выявляют это легко: при прохождении через турникет рингтоны билетов звучат по-разному.

Честно говоря, побывав на австрийском курорте, мы ожидали, что и на самом «понтовом» швейцарском будет шумно и весело, но ошиблись. За неделю нашего пребывания мы ни разу не видели очередей на подъёмник и не ждали столика в ресторане. Не было тут и той весёлой, разгульной, шумной атмосферы в открытых кафе на выкате, за что я так полюбила горнолыжные деревеньки Австрии. Похоже, что в Церматт приезжает в основном солидная, респектабельная публика для размеренного и спокойного отдыха. Многие, как нам показалось, и вовсе не катаются на горных лыжах, а лишь выгуливают возле многочисленных бутиков дорогие шубы и едят в мишленовских ресторанах, коих тут более сорока! Но есть в этом досадном минусе и один жирный плюс — все трассы курорта хорошо подготовлены, не разбиты и нет опасности быть сбитым в овраг толпой отчаянно покоряющих гору сноубордистов. Резюмируя склоны в целом, скажем, что если вы любите сложные, интересные и красивые трассы, то вам однозначно сюда!

У некатающихся гостей Церматта есть возможность полюбоваться знаменитыми вершинами швейцарских Альп, воспользовавшись поездом. Это уникальная электрическая зубчатая железная дорога, которую в 1898 году построила компания Gornergrat Bahn. К вершинам-четырёхтысячникам экспресс идёт всего 33 минуты. С панорамной площадки открывается красивейший вид на 29 горных вершин! Только будьте осторожны — с непривычки из-за разряженного воздуха может закружиться голова.

Церматт — это не только про катание и Маттерхорн, но и про еду. В местных ресторанах, включая горные, можно найти и хорошие стейки, и «высокую» кухню, и, разумеется, разные фондю-раклеты, которые здесь готовят так вкусно, как не делают нигде в мире. Средний чек на ужин в ресторане обойдётся в 40-50 франков.

И последнее: если позволяет время и, главное, деньги, позвольте себе увлекательную экскурсию на «Ледниковом экспрессе», куда мы, увы, не попали. Экскурсия занимает 7,5 часа. Экспресс минует около 300 мостов, перекинутых на головокружительной высоте, и 100 туннелей. Стоит это удовольствие 275 франков, если ехать первым классом. В стоимость входит обед с тремя переменами блюд. На верхней станции Кляйн Маттерхорн туристов ждёт огромная пещера, выбитая в леднике. Ещё одно развлечение для миллионеров — вертолёт, который за «скромные» 420 франков доставит вас на вершину Маттерхорна.