Наиболее значимая художественная выставка даёт повод поговорить о проблемах

Если нет времени ходить на все выставки в Сергиевом Посаде, то достаточно прийти на одну эту — “Осенний салон”, открывшийся в прошлый четверг, позволит быстро и достаточно точно понять, что происходит в местной художественной жизни.

На “Салоне” в главном корпусе музея-заповедника собраны произведения изобразительного искусства, появившиеся за последние три года — живопись, графика, скульптура. Это старейшая художественная традиция в нашем районе из существующих: ни одной выставке не удалось продержаться так долго, ни одна не вызывает столько споров и ни одна из числа местных не имеет такого веса.

Посмотреть есть на что. “Салон” демонстрирует впечатляющее разнообразие жанров: от академических портретов и крепко сбитых пейзажей до книжной иллюстрации, эзотерической живописи и образцов интерьеров.

Это выставка-конкурс. Победители получают сертификаты, по которым они смогут приобрести необходимые для работы материалы. Как всегда салон состоялся благодаря отделению Союза художников, музею-заповеднику и администрации района. Впервые к организаторам подключился частный бизнес — сергиевопосадская “Галерея Леже”.

“Осенний салон” начинался более двадцати дет назад, и слово “салон” тогда понравилось не всем: порой его связывали с банальностью, легковесностью и “красивостью” в угоду публике. К счастью, помимо “красивостей” находится место разным жанрам, при этом выставка остаётся открытой, доступной и интересной самым разным зрителям.

Подтверждением тому стал аншлаг на открытии. И работ было как никогда много. Вдоль одного из залов даже установили дополнительные стенды, где разместили картины, которым не нашлось места на стенах.

“Салон отражает не только достижения, но и сложности”, — пояснила газете “Вперёд” заведующая отделом изобразительного искусста музея Ирина Жданова. Возможно, говорит она, организаторам придётся пересмотреть положение о проведении изобразительного салона с тем, чтобы работ было, возможно, меньше, зато качество представленного материала возросло бы.

Сегодня рядом можно видеть работы авторов, кто непрерывно работает десятилетиями, и тех, кто берёт кисть в руки раз в четыре года. Тех, кто заплатил за право выставиться на “Салоне” годами поисков и разочарований, и тех, кто только начинает путь. И все претендуют на участие в конкурсе.

Не появилось за последнее время и новых серьёзных имён, сожалеют в музее.

Председатель сергиевопосадского отделения Союза художников также уверен, что Салон дал повод поговорить о проблемах местного творческого сообщества. Одна из них, по его мнению, — мелкотравчатость тем. Отказавшись от масштаба, свойственного советскому прошлому, художники ударились в противоположную крайность.

Несмотря на всё это, зритель любит “Салон”. И вообще, отмечает один из участников Николай Анучин, публика в малых городах всё же отличается от публики столичной — при всех сходствах местный зритель, по мнению собеседника, более благодарный и, может быть, прощающий. Николай Анучин — в прошлом архитектор из Балашихи, а здесь представлен как художник.

“Осенний салон”, начинавшийся как выставка, из года в год чередовавшая изобразительное и прикладное творчество, со временем превратился в триенале, включив в трёхгодичный цикл выставку современного храмового искусства. Возможно, пояснила Ирина Жданова, выставка храмового искусства, сохранив регулярность, со временем перестанет носить имя “салон” — слишком уж далеки друг от друга два понятия.

Так или иначе, это случится только через два года, в 2018-м, а следующий “Осенний салон” представит работы мастеров прикладного жанра.

 

Владимир Крючев

Фото Сергея Семенькова

 

P. S. Объявлено зрительское голосование. Итоги подведут на церемонии закрытия выставки 24 ноября.