Часы «Монтана», «Касио», леопардовые лосины и проводные накладные наушники — кажется, что девяностые не просто откликаются моментом дежавю, но и имеют шанс на основательную реабилитацию. Внезапная тяга у поколения Z (зуммеры) к девяностым проявляется во многом — от мемов в соцсетях и до сериалов. Символы ушедшей эпохи возвращаются. Почему и зачем? И какие субкультуры остаются сегодня?

В ЧЁМ СИЛА?

Поколением Z принято называть молодых людей, родившихся в 2003-2015 годы. То есть, кому сейчас от десяти до двадцати двух. Это поколение, абсолютно не заставшее девяностые, — с их временами дикими проявлениями, странной (как сейчас уже кажется) модой, и… ощущением свободы. Для нас, кто в это время рос и становился, это выглядит странно. Даже те самые шапки-петушки, которые символизировали избыточно простоватых людей, снова в тренде.

Продажи «боярок» подскочили в этом году на двести процентов — молодым девушкам и парням эта форма головных уборов очень заходит.

Для тех, кто помладше, актуальнее игрушки — пружинки-радуги, которые наводнили нашу страну в далёком 1995-м, тамагочи и тетрисы — наполнили маркетплейсы. Возрождение интереса к ретро-гаджетам психологи обуславливают несколькими факторами: стремление подрастающего поколения узнать культуру родителей, а также уход из перенасыщенного цифрового поля. Такие подарки возглавляют топ желаемых подарков от Деда Мороза.

Отметим, что погружение в девяностые — апогей гранжа и бунтарства — вернуло популярность таких фильмов как «Беверли-Хиллз 90210», «Друзья», «Брат». Стоит признать, ленты стали своеобразными иконами стиля для современной молодёжи. В эпоху искусственного интеллекта молодёжь ценит аналоговость. Фактически, поколение девяностых — последнее, видевшее мир без интернета, и это также притягивает зуммеров.

А между тем, девяностые возвращаются и сквозь призму субкультур. Снова собирают стадионы Акула и… Буланова с Кадышевой. Скажи об этом выпускнику девятого класса в каком-нибудь 1998-м — он бы точно не поверил.

«Сейчас модно слушать CD-проигрыватели, можно найти и аудиоплееры. И диски с кассетами тоже. Не так давно приобрёл диск Slipknot, а мой одноклассник — диск Курта Кобейна», — рассказывает 15-летний Александр Шустов. Станет ли возвращение к девяностым новым витком развития субкультур? Сорокалетним есть что вспомнить.

И ГРАНЖНЕ ГРАНЖ

Однако если в лихие эпатаж лился через край, нынешняя молодёжь со всеми цифровыми излишествами всё же… скромнее. Раньше были панки, неферы (неформалы), позже — эмо и готы. Всё диктовала музыка или же любимый спортивный клуб. Сейчас есть — нормисы, альтушки, стрейты и сигмы. Теперь молодёжь делит на субкультуры Тик-ток

КТО ЕСТЬ КТО?

«Нормис — это такой совершенно обычный человек. Не скучный, не занудный, не ворчливый, но в то же время не такой яркий и харизматичный. Словом — нормис, ни туда, ни сюда. Альтушка — представитель альтернативной стороны, который не стремится завоевать популярность своим элегантным контентом, а наоборот показывает странный и нелепый. Чем хуже, тем лучше! Стрейт — а вот это уже из области эстетичного контента. Стрейты стремятся к созданию прекрасной картинки, тщательно подбирают красивую музыку, ищут подходящий фон, транслируют принятые в обществе нормы и идеалы. Сигма — это сплошная харизма, люди, которых так называют, точно знают себе цену. Вряд ли кто-то сможет устоять перед ними», — переводит с русского на русский двадцатилетний Вячеслав Рыков. Главное, чтобы не нормис — говорит студентка магистратуры факультета свободных искусств и наук СПБГУ Юлия Устинова.

«Я ни к кому себя не отношу, но шутливо отвечаю «главное, чтоб не нормис». Но у меня есть требования к одежде для себя, и я много сужу о людях по тому, что они носят. Сама выбираю удобную неброскую, часто спортивную одежду. Больше всего в других мне нравится приверженность определённому стилю, особенно неформальному.

В музыке у меня тоже нет предпочтений и антипредпочтений. По поводу нахождения друзей и единомышленников скажу одно: «Тик-ток». Очень много сейчас говорят о том, что лучше и быстрее всего людей сближает юмор. Вы сразу считываете друг друга как потенциальных друзей, если цитируете одни и те же мемы, вирусные песни и старые, классические, так сказать, приколы. По-моему, главное отличие современных субкультур — это их фактическое отсутствие, а конкретно, повторюсь, это зачастую только эстетическое попадание в образ, за которым редко стоит идейная составляющая».

ОТ ХОРОШЕЙ ЛИ ЖИЗНИ?

Во все времена было так: примерно 50 % случаев вступления в определённую субкультуру — популярность какого-либо течения и желание быть среди своих. Так же считает доцент кафедрыполитологии и социологии РЭУ им. Г. В. Плеханова Вадим Ковригин.

«Надо понимать, что внутри самих субкультур молодёжь глубоко наоборот конформна, поэтому желание протеста по отношению к обществу и в то же время необходимость быть среди своих, таких же, как они, и рождают субкультуру. При этом субкультуры в большей степени формируются может даже не на основе интересов. Многие социологи говорят о том, что членами субкультур зачастую становятся не ввиду какого-то интереса, а именно популярности определённого течения, допустим, как кей-поп — субкультура, которая была, да и сейчас остаётся в тренде. Из своего опыта работы со студентами могу сказать, что современные субкультуры намного меньше себя проявляют во внешнем плане. То есть, если работая со студентами нулевых годов, я прекрасно понимал о том, к какой субкультуре мог относиться тот или иной студент — хиппи, панки, эмо: они сильно отличались внешними чертами поведения, образа, мысли и стиля одежды. А вот с современными молодёжными субкультурами всё сложнее».

Именно поэтому «нормиса», «альтушку» и «стрейта» не всегда можно узнать на улице. Их стиль — это не униформа, а личный микс. Таким образом, можно считать, что субкультуры не исчезли, а адаптировались к новому времени. Их стало сложнее «считать» по одному лишь внешнему виду, так как сегодня ценность заключается не в следовании единому канону, а в уникальном комбинировании разных стилей и образов. Возможно, это и хорошо — всё же такие крайности в субкультурах, как в девяностые или двухтысячные, — это скорее не про хорошую жизнь, а на чёткое разделение — свой и чужой. Так проще жить и думать. Сейчас, действительно, другое время. В «лихие» можно иногда заглядывать лишь за тем, чтобы вспомнить, — как это, жить без интернета.

Ярослава Бельмас, Елена Соколова