Образцы русского портретного искусства XVIII-XIX вв. хранятся во многих музеях нашей страны, но не все изображённые на них лица известны, не все авторы оставили на них свои подписи и точную дату создания. Историко-бытовых причин у этого явления много. Научные сотрудники планомерно исследуют такие произведения, восстанавливают их данные, применяя в комплексе визуально-интуитивный, историко-художественный, стилистический, технико-технологический методы, а также метод антропологической биометрии. Такой процесс исследования называется атрибуцией портрета.

В Сергиево-Посадском музее-заповеднике неизвестными до недавнего времени оставались семь камерных портретов XVIII-XIX вв. из основного собрания Троице-Сергиевой лавры и из коллекции издателя А. А. Александрова. В процессе многолетнего исследования удалось восстановить пять имён изображённых на портретах людей и имена четырёх художников.

Среди портретов, поступивших в музей из основного собрания ТСЛ только один портрет Льва Арнольди кисти Карла Лаша оказался подписным. На его обороте написано «…из Дома призрения». Лев Арнольди был племянником начальницы Дома призрения Елизаветы Дмитриевны Цициановой, и его портрет, вероятно, находился в её покоях. 

В процессе исследования двух парных дворянских портретов и одного женского удалось установить имена изображённых и имена авторов. На парных дворянских портретах изображены пензенский предводитель дворянства, почётный опекун Московского воспитательного дома Александр Васильевич Салтыков и его супруга Евдокия Яковлевна Трегубова. Их портреты, предположительно, написаны малоизвестным художником Григорием Сердюковым.

На портрете «Неизвестная в чепце» изображена Анна Александровна Лунина, на чьи средства были построены странноприимная больница для женщин, богадельня и церковь Рождества Богородицы в Пожарном переулке. Автором её портрета мог быть Иоганн Людвиг Шульц.

Все четыре портрета происходят, таким образом, из коллекции благотворительного учреждения Лавры, о чём свидетельствуют факты причастности изображённых на них людей к Дому призрения. Четыре портрета из коллекции А. А. Александрова также интересны своими открывшимися именами. На одном из них изображена бабушка издателя — губернская секретарша Татьяна Фёдоровна Цурикова. Ее портрет написан неизвестным провинциальным художником.

Парные купеческие портреты в процессе исследования обнаружили стилистическое сходство с известными портретами александровского живописца Павла Календаса. Историко-художественные и бытовые факты подтвердили это предположение, но имена изображённых остаются пока неразгаданными. Четвёртый портрет из собрания Александрова представляет нам поэта Аполлона Николаевича Майкова в молодые годы. Издатель собирал портреты писателей, поэтов, литераторов в живописном, графическом и фотографическом исполнении.

В коллекцию музея поступили только живописные, среди которых портрет Майкова имеет для нас особое значение. Его написал малоизвестный художник, от творчества которого не осталось ни одного произведения. Вполне вероятно, что они есть в музеях или частных коллекциях, но как работы неизвестного автора. Возможно, наш музей хранит одну из них. Исследование портрета Майкова продолжается, имя художника будет объявлено по окончании работы.

Процесс восстановления имён изображённых и имён художников очень увлекателен, интересен и часто напоминает детективное расследование. Использование мемуарной литературы, поиски аналогов, применение метода антропологической биометрии помогают не только  установить личность, но и расширить наше представление об изображённых людях, их делах и событиях прошлого.

На фото:
Иоганн Людвиг Шульц (?). Портрет Анны Луниной. 1830-е гг. Холст, масло, 
Неизвестный крепостной художник. Портрет Татьяны Фёдоровны Цуриковой, бабушки издателя

А. А. Александрова. 1830-е гг. Холст, масло.

Лариса Макусова, ведущий научный сотрудник отдела «Изобразительное искусство»