Облезлый, местами покосившийся, но по-прежнему очаровательный — так можно сказать про двухэтажный теремок конца XIX – начала XX веков в самом начале улицы Пионерской, на пересечении с улицей Шлякова.

Провинциальная классика: кирпичный низ, деревянный верх, обилие резных деталей. Но делают эту постройку особенной именно наличники окон, навершия которых напоминают по форме девичьи кокошники. У многих из них в середине сохранились вензеля в растительной стилистике, дополняющие общую композицию.

Строителем и, соответственно, первым хозяином дома был, по версии краеведа Т. Н. Шпаньковой, купец скобяных изделий П. В. Шишкин. Ранее в его собственности находилось другое владение — на улице Вифанской. Но случившийся пожар вынудил искать другое жильё.

Купец, к слову, оказался предусмотрительным — своевременно застраховал своё имущество, а затем на полученные выплаты преспокойно возвёл новый дом. После революции Шишкину его особняк, как можно догадаться, принадлежать перестал.

Комнаты распределили между несколькими семьями. Самой известной из них можно считать Матвеевых: Николай Васильевич Матвеев, будучи музыкантом по образованию, с 1948-го по 1992 год руководил правым (т. е. праздничным) хором в московском Скорбященском храме на Большой Ордынке, а в 1970 году стал заведующим кафедрой церковного пения в Московской духовной академии.

В постсоветскую эпоху старинная постройка избежала «коммерциализации» — оба этажа оставались жилыми: внизу две квартиры с раздельными входами и вверху ещё две, к которым ведёт общая лестница.

Сигналы бедствия домик подавал не раз: в 2013 году его признали аварийным, а в 2022 году — подлежащим срочному расселению после частичного обрушения потолка. Немногочисленным обитателям предложили переселиться в маневренный фонд, коммуникации отключили.

Стены, внутри которых воцарились тишина и пустота, по крупицам скидывают потрескавшуюся краску, а маргинальная молодёжь так и норовит, проходя мимо, оставить баллончиком какую-нибудь закорючку. А ведь это, между прочим, документально признанный исторически ценный градоформирующий объект. От вандализма статус ИЦГФО, увы, не защищает, но хотя бы от сноса — да.

Кроме того, у дома есть все шансы вернуться в экономику города — если появится инвестор.

Вячеслав Белов, Фонд развития г. Сергиев Посад Фото автора