Каждый год во второе воскресенье после дня Святой Троицы Русская Православная Церковь отмечает один из самых значимых праздников — День Всех Святых, в земле Русской просиявших. Это торжество не просто историческая дата — оно наполнено важным духовным смыслом, объединяющим прошлое, настоящее и будущее Православия на Руси. Это событие объединяет верующих в благодарности за духовное наследие, оставленное русскими святыми, и призывает каждого задуматься о своём пути к Богу
Исторические корни праздника
Праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших, — это не просто дата в календаре. Это поистине акт духовного самоосознания нации.
Корни праздника Собора русских святых уходят в эпоху митрополита Макария, когда в 1547 и 1549 годах Московские Соборы канонизировали сонм русских подвижников. Тогда же установили общую память «новых чудотворцев российских» 17 июля — близ дня крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира.
Но к XVIII веку праздник исчез из общецерковной практики, сохранившись лишь у старообрядцев. Его второе рождение — словно чудо — произошло в разгар гонений на Церковь. В 1918 году Поместный Собор, заседавший в охваченной хаосом Москве, по инициативе профессора Бориса Тураева восстановил празднование. Время распада стало временем собирания святости. Службу, составленную иноком Григорием Суздальским в XVI веке, переработали священноисповедник Афанасий (Сахаров) и профессор Тураев. Впервые её напечатали в 1918 году.
Священноисповедник Афанасий (Сахаров) посвятил службе Всех Святых, в земле Российской просиявших, большую часть своей жизни. Работа над текстом не прекращалась ни на один этап его служения — с первых изданий 1918 года до последующих редакций. Окончательный и наиболее полный вариант службы был опубликован в составе Миней, подготовленных Московской Патриархией в период с 1978 по 1989 годы.
Память о единстве
Стоит сказать немного и о названии праздника. Изначально праздник именовался как «День Всех Святых, в земле Российской просиявших». Это название было закреплено на Поместном Соборе 1917–1918 годов. Но уже в конце XX века стала ощущаться необходимость пересмотра самого термина «Российская» применительно к святым, поскольку Русская Православная Церковь по своей канонической природе охватывает не только территорию современной России, но и ряд других стран и регионов, где присутствует православное население.
Этот вопрос стал особенно актуален после прославления в 2000 году новомучеников и исповедников XX века — святых, которые пострадали за веру Христову не только на территории современной России, но и в других республиках бывшего СССР. Поэтому на Архиерейском Соборе в феврале 2013 года было принято решение о смене терминологии: название праздника было изменено на «Неделя всех святых, в земле Русской просиявших».
Это изменение не было просто формальностью. Оно подчёркивает важную мысль: почитание святых относится не к государственной или политической сфере, а именно к церковной — к тем, кто прославил имя Христа на Руси, то есть на тех землях, где из века в век складывалась православная традиция. Слово «Русская» вместо «Российская» отражает не административно-государственную принадлежность, а духовную и культурную идентичность — ту, которая объединяет православных христиан вне границ современных государств.
Святость, память и современность
Собор Всех Святых, в земле Русской просиявших, учит нас тому, что святость — это не только высокая духовная степень, но и жизненный путь, который каждый может выбрать. Он напоминает, что святые, чьи жития мы чтим, были обычными людьми, которые, следуя заповедям Божиим, стали примером для подражания. Святость — это ответ человека на зов Божий. Она не ограничивается монастырскими стенами или кровавыми мученическими подвигами.
Святость доступна каждому — и тем, кто живёт среди мира, но старается следовать заповедям Христовым. Святые — это те, кто действительно услышал зов Христа и последовал за Ним, оставив всё. Апостолы, о которых говорится в Евангелии, бросили сети, дом, привычный уклад жизни и пошли за Учителем. Такой шаг требует полного самоотречения и доверия.
В нынешней России Собор всех русских святых продолжает сохранять свою значимость. Этот день напоминает верующим о подвигах тех, кто своими добродетелями и жертвенностью прославил родную землю. Например, память о новомучениках и исповедниках Российских, которые прошли через гонения и смерть ради веры. В
современном мире, где ценности часто стираются, память о святых становится особенно актуальной. Она напоминает нам, что даже в трудные времена можно жить по законам веры и любви.
Святые, просиявшие на Руси, — не музейные экспонаты, а собеседники и молитвенники. Их жизнь отражает главную истину: святость есть подлинное величие народа. Земля Русская предстаёт не просто территорией, а живой иконой, на которой сияют лики тех, кто явил в ней образ Христа. Их путь — наш неотменяемый ориентир.
Священник Александр Гапко,
настоятель Сергиевского храма г. Сергиев Посад, мкр Семхоз







