Фильм «В списках не значился» — масштабная экранизация одноимённой повести Бориса Васильева, посвящённой героической обороне Брестской крепости, вышел к 80-летию Великой Победы. История его создания уже сама по себе интересна тем, что впервые повесть Васильева была экранизирована в 1996 году. Фильмом «Я — русский солдат» автор книги остался недоволен: «Из повести нельзя было делать одну серию».

Почти миллиард вложенных рублей в новую экранизацию позволил авторам не только размахнуться в смысле спецэффектов, но и по-новому взглянуть на вечную тему войны и героизма. Сценарий по повести Васильева адаптировал Олег Антонов — тот самый, с которым Владимир Машков впервые сотрудничал на съёмках своей режиссёрской дебютной работы «Сирота казанская».

Сегодня Антонов занимает пост руководителя литературно-драматургической части в театре Олега Табакова, художественным руководителем которого остаётся Машков.

Связь фильма с оригинальной повестью Васильева ощутима по всем элементам сюжета. Как и в книге, здесь на первом плане — человек, оказавшийся на краю гибели, внутренняя борьба между долгом и отчаянием. При этом авторы, следуя современным приёмам в кино, усиливают зрелищность, опираясь на голливудские шаблоны.

Сразу вспоминаются «Трансформер» и «Перл-Харбор» Майкла Бэя: взрывы, затяжные боевые сцены, визуальная энергия. Но вместе со зрелищем возникает вопрос — достаточно ли в этом драматургической глубины?

Фильм начинается с прибытия молодого лейтенанта Николая Плужникова в Брест — очень трогательный ход, благодаря которому у зрителя есть возможность прочувствовать атмосферу накануне войны. Тревога уже витает в воздухе. Но Николай кажется собранным и спокойным: он шутит, знакомится с коллегами.

Особое место занимает его встреча с Миррой — хрупкой, ранимой девушкой, её образ помогает понять простоту человеческой природы через её уязвимость на фоне суровой военной реальности. Именно эти сцены позже станут, пожалуй, самыми трогательными: на фоне бомбёжек и огня ― её простая, беззащитная человечность вызывает то искреннюю улыбку, то грусть.

С началом войны действие становится неумолимо напряжённым. Николай вынужден мгновенно взрослеть, брать на себя командование, сталкиваться с паникой и отчаянием в собственной душе и среди сослуживцев. Его путь — через боль, страх, отчаяние — выглядит правдиво. Все эти переходы очевидны: когда Плужников дрожит от усталости, когда теряет товарищей, когда вынужден сохранять спокойствие, хотя внутри всё сжимается от боли. Действительно любопытны сцены в подземелье: там собрались совершенно разные люди, образы контрастные, связанные только страхом смерти и слабой, почти волшебной, надеждой — свои скоро придут. Их диалоги — если бы не излишняя поспешность некоторых эпизодов — могли бы перерасти в действительно глубокие и запоминающиеся разговоры.

Но у фильма есть и существенные минусы. Заявленный рейтинг 12+ явно не соответствует реальному содержанию: на экране ожоги, расстрелы, раненые и обожжённые люди. Это не просто военные действия — события представлены предельно натуралистично, и некоторые сцены явно слишком тяжёлые для подростков.

Вместе с тем, невозможно не отметить, насколько авторы стараются уйти от «героического» кино в «героическое» кино. С одной стороны, Николай — не супергерой. В нём есть простая уязвимость, иногда почти детская вера в чудо. Его сострадание, сомнения, любовь к Мирре и к жизни в целом, показывают войну не только как трагедию народа, но и как личное испытание каждого. Именно эти моменты показались важными — они заставляют переживать происходящее как что-то реальное, близкое.

С другой стороны, фильму явно вредит избыточное количество батальных сцен: быстрая смена эпизодов, длинные моменты боёв мешают понять, где происходит действие, сколько героев осталось в живых, какова логика их поступков. Нет ясности — всё смешивается, пространство крепости будто исчезает, превращаясь в абстрактное поле битвы. В этом фильм уступает, например, «Брестской крепости» 2010 года, где история подавалась с большей детализацией и уважением к реальности.

В целом, финал фильма вызывает сложные чувства: последняя сцена, где Николай идёт сквозь руины, может показаться пафосной, но, признаться, она работает на эмоциональный итог. Посыл картины— не про спецэффекты и не про эпическую Победу, а про страшную, честную память о людях, которые верили в свою задачу, несмотря ни на что

Елена Бондаренко