Продолжаем изучать потребительскую инфляцию и прикидывать, в каком направлении меняется наш уровень жизни. Сразу оговоримся, что однозначного ответа не будет, несмотря на то что картошка по 100 рублей в супермаркетах перестала удивлять, о чём мы писали ранее. Тем более что и пора подошла — Росстат подвёл итоги первого квартала.
Сухие цифры
Месячная инфляция в марте не так уж и пугает — 0,65 % относительно февраля, но в годовом выражении всё гораздо серьёзнее — рост цен составил 10,3 %. Это на 6,3 % выше целевых показателей, обозначенных Центробанком и Эльвирой Набиуллиной. Наибольшую лепту внесла продовольственная корзина и услуги — 12,4 и 12,9 % соответственно. Непродовольственные товары чуть выровняли ситуацию, подорожав на 6 %.
Инфляция для бедных
Так называют рост цен на товары первой необходимости, в частности на продукты. Самым подорожавшим продовольственным товаром за прошедший месяц официально стала картошка, прибавившая 17 %! Говорят, из-за прошлогоднего неудачного урожая клубни уродились мелкими и болезненными. Около 10 % инфляции в марте, по сравнению с февралём, дали свёкла и помидоры. Более 8 % в марте дала белокочанная капуста. По 6 % выдали бананы и лимоны. В годовом выражении дороже всех стало сливочное масло (+ 33 %), рыба (+ 19 %), овощи (+ 18 %) и хлеб (+ 15 %).
Растёт даже валерьянка
Среди непродовольственных товаров в лидерах медикаменты, прибавившие в год на 9 %. Преимущественно речь идёт о зарубежных препаратах, привязанных к доллару и евро, но… главный «антистресс-препарат» валерьянка, к примеру, за месяц подорожала на 2,5 %. В число самых «инфляционных» позиций попали бумажные газеты, прибавившие в марте относительно февраля на 2,8 %.
В целом, на рынке «того, чего нельзя съесть» ситуация относительно спокойная. Ткани, трикотаж и обувь за год прибавили на 2-3 %, моющие средства — на 1,5 %, электротовары — на 5 %. Ощутимо прибавили стройматериалы — почти на 8 %.
«Немедвежьи» услуги
Кто хоть раз читал материалы об американских биржах, тот знает, что брокеры делятся на два вида. «Быки» и «Медведи». Быки работают на повышение цен, медведи — на понижение. Некоторые услуги в марте умудрились подорожать на 11,7 % — речь о билетах на поезда дальнего следования. Чуть менее трагична ситуация с отечественным и зарубежным отдыхом, который вырос в цене относительно февраля на 6-7 %, но тут в дело вмешивается сезонный фактор. Услуги ЖКХ за год подорожали на 11,25 % — примерно на столько же, на сколько и бытовые услуги. Почтовые расценки повысились на 15 %, образование, физкультура и спорт выросли в цене на 10 %.
А что же падает?
Как ни странно, даже в условиях «двузначной» инфляции, которую учебники называют «галопирующей», можно найти позиции, которые дешевеют. В месячном эквиваленте после зимнего ажиотажа в цене сбавляют огурцы — на 26 %. В той же категории находятся сладкий перец и куриные яйца, упавшие на 8 и 4 % соответственно. Курс доллара помог «сбросить» от 1 до 3 % большинству наименований бытовой техники. Зависящие от зарубежной конъюнктуры путёвки в ОАЭ сбавили более 4%. В годовом эквиваленте дефляцию показывают куриные яйца (-11 % после ажиотажного роста цен прошлого года) и телерадиотовары (- 2,5 %).
А что с зарплатами?
Номинальные доходы россиян, по версии главного статистического бюро, растут. В 2025-м значительно медленнее, чем в 2024-м, но всё равно продолжают.
На начало весны средняя начисленная зарплата до вычета НДФЛ составила 89 646 рублей. Это «усреднённая» цифра не только для страны, но и для отраслей народного хозяйства. Житель Подмосковья зарабатывает в среднем 104 728 рублей. При этом программисты могут рассчитывать в среднем на 250 тысяч рублей, а работники общепита — на 65 тысяч.
Субъективное восприятие
Вне зависимости от социальной категории, к которой мы принадлежим, инфляцию мы воспринимаем острее и болезненнее, чем она есть на самом деле. Во-первых, впечатления от резкого роста цен на отдельные позиции всегда остаётся ярким и острым. Во-вторых, не всегда мы фокусируем внимание на товарах в режиме мониторинга, оставляя в памяти ценники двух-трёхлетней давности. Из этого складывается общее впечатление о годовой инфляции в размере 25-30 %. Падение же цен на товары «не первой необходимости» зачастую находит отражение только в статистических сводках, но не в массовой оценке инфляции.
Что влияет на инфляцию?
Объяснить, почему растут цены, достаточно просто. Рассказать, почему они выросли в конкретном магазине, не спросив об этом всех участников цепочки поставщиков, практически невозможно. На ценообразование влияет налоговая политика, цены на топливо (бензин за год подорожал на 12 %), оборудование, автозапчасти, услуги ЖКХ и даже эквайринг — стоимость обслуживания сервиса приёма банковских карт.
В случае с продовольственными товарами речь может идти о сезонном факторе. Если речь идёт о международных поставках, эксперты кивают на санкции — слом одних логистических цепочек и замена их другими неминуемо поднимает издержки для глобальной торговли.
Одним из признаков высокой инфляции всегда считалась ключевая ставка ЦБ. С конца октября 2024 года она держится на отметке 21 %. Это означает, что дешевле получить заёмные средства ни банковский сектор, ни бизнес не смогут. Считается, что мера помогает бороться с ростом цен, но это «в долгую». На короткой дистанции цены растут. Высокая ключевая ставка означает признание Центробанком факта высокой инфляции в стране.
Для сравнения, в Турции ключевая ставка 45 %, в Японии и Швейцарии — менее 1 %.
Сергей Рунько
Фото: Елизавета Гуцева







