В нашем городе 23 февраля отмечают не только День защитника Отечества, но и день рождения проспекта Красной Армии. Вернее, его названия, поскольку сама эта дорога, проходящая через наш город из Москвы на Переславль, появилась значительно раньше и самой Красной Армии, и самого Сергиевского посада. Однако именно 23 февраля 1934 года эта улица получила название Красноармейского проспекта, а спустя три года своё современное наименование.

23 февраля 1918 года принято считать днём образования Рабоче-крестьянской Красной армии. В этот день началась массовая запись добровольцев в красноармейские формирования

Но это всё история послереволюционного прошлого. Как сообщает историк Константин Филимонов, до рождения Красной Армии не однажды проходили по будущему проспекту русские воины: в XIV–XVI веках дружины великого княжества Московского, в XVII столетии полки Московского царства, в XVIII–начале XX века — войска Российской империи.

Московская, Переяславская, Большедорожная…

Записи о главном проспекте Сергиева Посада начинают появляться в документах с середины XVIII века. В то время он носил название Большедорожной улицы и являлся важной транспортной магистралью на пути из Москвы в Переславль. Начинался въезд в город с караульной будки и шлагбаума недалеко от того места, где сейчас путепровод.

За будкой и шлагбаумом находилась небольшая площадь с кузницами, где можно было подковать лошадь или отремонтировать экипаж. Оттуда и начиналась Большедорожная улица, ведущая к Лавре и далее в сторону Переславля. Улица делилась на Московскую и Переяславскую в зависимости от того, в какую сторону ехать от главного монастыря.

Кто не хотел проспект мостить

Изначально на Большедорожной улице, конечно же, не было никакого особого покрытия — обыкновенная грунтовка, которую размывало по весне, в сезон летних дождей и зимних оттепелей. Вплоть до конца XVIII века Большедорожная улица мостилась небольшими участками в самых сырых местах, например в низине у Кончуры, которая во время паводков затапливала городские улицы.

Случалось и такое, что дорогу приводили в порядок перед приездом влиятельных персон. Например, к приезду императрицы Елизаветы Петровны планировали замостить Московскую часть улицы до Кончуры бревнами, а подъём к Лавре — камнем. Правда, в результате мощение камнем так и не состоялось в том далёком 1753 году.

Вопрос, кто должен содержать главную городскую улицу в порядке, всегда стоял остро. Сначала городские власти возложили эту обязанность на владельцев стоящих по ней домов. Но многие от этой обязанности уклонялись, и в итоге брёвна разъезжались, трескались, покрывались ямами от воздействия колёс и копыт. А проезжавшие «водители» экипажей ругали местных на чём свет стоит за поломанные рессоры и некомфортную езду.

В 1845 году государство взялось за обустройство шоссе между Москвой и Переславлем. Его часть, пролегающая через наш город, была засыпана плотно утрамбованной смесью щебня и песка. Тогда содержание Большедорожной улицы взяло на себя государство. Но уже в 1883 году руководство страны сочло, что для бюджета это накладно, и поручило содержать шоссейные дороги в черте городов за счёт самих городов.

Застройка Большедорожной

Большедорожная улица, являясь наиболее оживлённой транспортной артерией Сергиевского посада, всегда выделялась плотной застройкой. Прежний облик этой улицы сегодня можно представить по немногим сохранившимся двухэтажным домам с каменным низом и деревянным верхом. Это типичная городская застройка того времени.

На вторых этажах жили, а на первых вели бизнес — торговлю. На Московской половине были расположены ключевые общественные и казённые здания дореволюционного города, включая сохранившийся тюремный замок, построенный в 1871–1873 годах. Этот замок, ставший центральной тюрьмой для всей Московской губернии, также добавлял хлопот местным властям, так как финансирование содержания надзирателей обеспечивалось городской казной.

Общественные здания Сергиевского посада группировались вокруг Вознесенской церкви. В конце XVIII века здесь были возведены деревянные ратуша и начальное училище. Сегодня на месте этих зданий располагается образовательный центр «Нива». В начале XX века на краю горы Волкуши, у спуска Большедорожной улицы к Кончуре, появилось городское реальное училище, ныне известное как музей игрушки. Эти здания не только украсили Московскую часть улицы, но и стали основой административного центра старого Сергиевского посада.

В Переяславской части улицы выделяется двухэтажное торговое здание, построенное в 1881 году напротив Белого пруда, где позже разместилась женская гимназия. Любопытно, что на первом этаже располагались трактиры и гимназисткам приходилось слышать неподходящие для девичьего слуха выражения.

Когда не было пробок

Большедорожная улица всегда была оживлённой магистралью. Но был период, когда она заметно опустела и люди по ней гуляли совершенно свободно. Если посмотреть на фотографии конца XIX–начала XX века, то мы увидим людей, спокойно идущих по проезжей части, здесь же играют дети.

Это период появления железной дороги в 60-х годах XIX века, в который улица потеряла свою прежнюю оживлённость. Новые времена принесли новые события. В октябре 1905 года на Большедорожной улице прошла первая демонстрация, организованная местными гимназистами с красным флагом и лозунгом «Свобода! Конституция!».

«Раньше мало машин было, да почти не было. И вот мы, мальчишки, надевали на валенки коньки «снегурки», брали верёвку и цеплялись за едущие мимо машины и катались по проспекту. Машины ехали медленно, но родители, конечно, всё равно ругали нас за такие шалости», — рассказал Виктор Мушников, старожил Сергиева Посада.

Сегодня проспект Красной Армии — оживлённая улица протяжённостью больше пяти километров.

Вот так история всего одной улицы в разрезе разных эпох отражает всю нашу историю и заставляет задуматься о том, что во все времена людей волнуют одни и те же проблемы. Меняются поколения, а проспект Красной Армии, «слыша» порой не похвальные отзывы о покрытии, вспоминает ещё хруст рессор дореволюционных экипажей

Екатерина Белякова