Завершились святки — особые дни церковного года, связавшие воедино два великих праздника: Рождество Христово и Крещение Господне. Отзвучали праздничные песнопения, погасли свечи у рождественского вертепа, высохли капли крещенской воды на наших лицах. Но именно сейчас, когда закончилось внешнее торжество, самое время осмыслить глубину произошедшего и сохранить в сердце тот духовный опыт, который мы получили.
История праздника
Интересно, что изначально Рождество и Крещение праздновались как единое событие — Богоявление. В этом есть важный богословский смысл: и в Вифлееме, и на Иордане произошло явление Бога миру. В рождественскую ночь Творец стал человеком, приняв всю полноту нашей природы, кроме греха. В момент же Крещения на Иордане Бог явил Себя в Троице: Сын стоял в водах, Дух сошёл в виде голубя, Отец возвестил с небес о Своём Сыне.
Только в IV веке Рождество выделилось в отдельный праздник, но связь между этими событиями сохранилась в литургическом предании Церкви через святочный период. Двенадцать дней после Рождества и до Крещения — это не просто календарный отрезок. Это время, когда мы особенно ясно можем увидеть и осмыслить путь Божественного снисхождения к человеку.
Рождество Христово
Вспомним, как начинался этот путь. В Вифлееме, небольшом городке Иудеи, в обычном сарае для скота родился Младенец. Казалось бы — что в этом необычного? В те дни, когда император Август объявил перепись, множество людей находилось в пути, и наверняка не одна семья была вынуждена искать пристанища в столь неподобающих условиях. Но именно здесь, в этой предельной простоте, совершилось величайшее таинство: Бог стал человеком.
О Его появлении знали немногие. Это Пречистая Дева Мария, в смирении принявшая весть от архангела Гавриила; праведный Иосиф, преодолевший сомнения и ставший хранителем святого семейства; пастухи — люди простые и непритязательные, удостоившиеся ангельского благовестия.
Такой выбор первых свидетелей Рождества символичен. Творец открывается не власть имущим, не книжникам и законникам, а тем, кто способен принять весть о Нём с детской простотой и чистотой сердца.
Позже пришли волхвы с Востока — и здесь мы видим ещё один удивительный парадокс. Эти люди, которых церковное предание называет мудрецами, были необязательно колдунами или чародеями, как иногда представляют, а учёными своего времени. Греческое слово «магос», использованное в Евангелии, указывает на их принадлежность к интеллектуальной элите древнего Междуречья. Их приход знаменует собой нечто большее, чем просто исторический эпизод: это символ того, как человеческая мудрость склоняется перед Премудростью Божией.
Крещение Господне в Иордане
Тридцать лет спустя этот Младенец, выросший в простой семье плотника, вышел на берег Иордана. Тридцать лет молчания, о которых Евангелие говорит лишь одной фразой: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2: 52). За этой краткостью скрывается величайшая тайна: Творец Вселенной провёл эти годы в маленьком галилейском городке, разделяя все тяготы повседневной жизни простой семьи.
И вот наступает момент, когда этот сокровенный период завершается. На берегу Иордана происходит второе великое Богоявление — Крещение Господне, которое станет началом Его открытого служения миру.
На Иордане произошло второе великое Богоявление. Безгрешный пришёл креститься крещением покаяния. Он, не имеющий никакой нечистоты, погрузился в воды, чтобы освятить водное естество и открыть нам путь к искуплению.
В этот момент впервые в истории человечества явственно открывается тайна Святой Троицы: Сын стоит в водах Иордана, Дух нисходит в виде голубя, и глас Отца свидетельствует: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 17).
Зачем нам нужны эти праздники?
Почему же сегодня, в XXI веке, нам так важно помнить об этих праздниках? Потому что они говорят о главном — о встрече Бога и человека. В Рождестве мы видим, как Творец становится частью Своего творения, принимая нашу природу. В Крещении мы созерцаем, как Безгрешный погружается в воды Иордана, освящая всё водное естество и открывая путь к нашему очищению.
К сожалению, в народной традиции святочные дни нередко связывают с различными гаданиями и суевериями, которые не имеют ничего общего с христианским пониманием этого священного периода. Однако теперь, когда праздники позади, особенно важно сохранить их подлинный смысл — тайну встречи Бога и человека.
Пусть отошли в прошлое праздничные дни, но главное может и должно остаться с нами. Как некогда волхвы принесли дары Младенцу Христу, так и мы призваны приносить Ему дар своей жизни. Как некогда воды Иордана освятились погружением в них Спасителя, так и мы призваны к постоянному обновлению и очищению.
Два великих события, которые мы празднуем, словно два маяка, продолжают освещать нам путь к тому, что составляет сущность христианской жизни — к соединению с Богом, ставшим человеком, чтобы человек мог стать причастником Божественного естества.
Священник Александр Гапко, настоятель Сергиевского храма г. Сергиев Посад, мкр Семхоз







