Вот и закончились новогодние праздники, за которые к нам пришли как минимум пара-тройка лишних килограммов. Да и вообще, весна не за горами, а там и лето, и отпуск, и пляжи… Многие на волне воодушевления идут в фитнес-центры или хотят купить абонемент. Останавливает только одно: а что, если будет некогда заниматься спортом? Деньги же пропадут! Вы будете удивлены, но не пропадут: закон в этом смысле стоит на стороне потребителя, даже если в договоре прописано иное. Какие у вас есть права и обязанности по отношению к фитнес-центрам и «качалкам», рассказала Арина Акимова, главный специалист-эксперт Сергиево-Посадского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области.

Деньги назад

Одна жительница нашего округа, назовём её Марией, решила привести себя в форму и записалась в студию растяжки. Однако не предполагала, что ей такой вид занятий не подойдёт, а сердцу и телу куда милей окажется привычный бассейн. Маша обратилась к руководству студии с просьбой вернуть деньги за занятия, на которые она больше не хочет ходить. Получив отказ, обратилась в Роспотребнадзор. Дело не пришлось даже до суда доводить: студию обязали вернуть ей деньги за услуги, которыми она так и не воспользовалась.

Согласно закону, каждый человек может отказаться от договора на услуги в любое время. Главное — оплатить исполнителю те расходы, которые он действительно понёс по этому договору. То есть оплатить только тот период, когда вы пользовались спортивными или оздоровительными услугами. Оставшиеся деньги по абонементу вам обязаны вернуть.

«Я сама покупала абонемент на год, но забеременела и обратилась с просьбой вернуть мне деньги за остаток дней по абонементу. Вернули без вопросов. Всё зависит от исполнителя, который предоставляет оздоровительные услуги. В случае Марии было грубое нарушение прав потребителя. После первого же нашего обращения деньги ей вернули», — рассказала Арина Акимова.

Главное и непреложное правило: вам обязаны вернуть деньги за неиспользованные занятия. И неважно по какой причине вы решили прервать тренировки: будь то неожиданная или долгожданная беременность, переезд, болезнь, недостаток времени… Да просто, в конце концов, вам не понравились или надоело.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору

«Потребитель по закону вправе получить свои деньги обратно в любой момент и даже без объяснения причин. Исполнители не имеют права запрещать ему это делать», — пояснила эксперт.

А в договоре прописано…

Если вам предлагают подписать договор, в котором указано, что деньги за неиспользованные услуги не возвращаются, знайте — это незаконно. О таких случаях обязательно нужно сообщать в Роспотребнадзор, который проверит исполнителя и примет меры.

Если же вы расторгаете договор в процессе его действия и вам, как и Марии, не хотят возвращать деньги за неиспользованный абонемент, нужно отправить претензию исполнителю заказным письмом "Почтой России" и одновременно обратиться в Роспотребнадзор по адресу: г. Сергиев Посад, Хотьковский проезд, д. 18. Предварительно получить консультацию можно по телефону: 8 (496) 5402225.

Кстати, если после вводного занятия инструктор предлагает вам оплатить его дополнительно, знайте — это незаконно

Фитнес-клуб обязан в рамках договора организовать вводный инструктаж. Причём, клиент обязательно должен расписаться после его прохождения. И вот с этого момента — внимание — вы сами будете виноваты, если получите травму на исправном оборудовании клуба. Потому что правила вам объяснили, как заниматься — показали, а дальше вы уже сами несёте ответственность за свои действия.

Когда сам виноват

Итак, после инструктажа ответственность за своё здоровье несёте только вы. Единственное, что обязан сделать клуб, — это обеспечить доступ к аптечке первой необходимости и своевременно вызвать скорую помощь. В остальном нужно самому позаботиться о своём здоровье. Как это сделать, рассказал Илья Алмазов, врач ЛФК.

Несмотря на то что серьёзные травмы в фитнес-клубах случаются редко, каждая такая ситуация становится настоящей трагедией для заведения. В большинстве случаев клиенты сталкиваются с менее серьёзными травмами, которые не требуют экстренной медицинской помощи. Чаще всего это растяжения и повреждения связочного аппарата.

«Основной причиной подобных инцидентов является безграмотное отношение к тренировочному процессу. К сожалению, многие травмы происходят по вине самих клиентов, которые стесняются задавать вопросы тренерам или не доверяют их рекомендациям. Когда человек занимается самостоятельно, он часто пренебрегает разминкой и суставной гимнастикой — важными компонентами тренировки. Многие приходят в зал и сразу же начинают работать с тяжёлыми весами, игнорируя необходимость подготовки холодных мышц. Важно помнить, что велосипед или эллиптический тренажёр не являются разминкой — это кардионагрузка», — рассказал Илья Алмазов.

Также существуют противопоказания для серьёзных тренировок. Наиболее распространённые из них — заболевания сердечно-сосудистой системы, такие как гипертония или гипотония, онкологические заболевания, состояние после травм в период восстановления и послеоперационный период.

«Но это не означает, что нужно лежать на диване и страдать, грамотно подобранные нагрузки положительно влияют на организм человека», — напомнил врач.

Не только права, но и обязанности

Когда есть права, тогда есть и обязанности — это закон любых отношений. Фитнес-клуб имеет право устанавливать собственные правила, при этом они не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Это касается не только режима работы, но и вопросов, связанных с имуществом клуба и его клиентов.

К примеру, фитнес-клуб может установить, что потребитель обязан возместить ущерб в случае утери имущества, принадлежащего клубу, например клубной карты. Также в правилах может быть прописано, что клиенты несут ответственность за порчу имущества клуба, что включает в себя как оборудование, так и другие активы.

Важно отметить, что порядок хранения и утилизации забытых вещей также определяется самим фитнес-клубом. Это означает, что клиенты должны быть внимательны к своим вещам и следить за ними, чтобы избежать неприятных ситуаций и возможных расходов, связанных с их утерей.

Таким образом, перед тем как подписать договор о посещении фитнес-клуба, потенциальным клиентам рекомендуется внимательно ознакомиться с его правилами. Которые, кстати, всегда должны быть размещены на стойке администратора в общем доступе.

Екатерина Белякова

Фото: Елизавета Гуцева