Вы когда-нибудь бывали в подземном переходе под проспектом Красной Армии, который ведёт от улицы Митькина к Лавре? Рядом с ним, слева, со стороны Лавры, решалась судьба не только жителей Сергиевского посада, но и всей России. Было это в 1608 году во время осады монастыря польско-литовскими интервентами. Именно этим событиям посвящена картина, выставка которой состоялась в День народного единства в рамках заключительного этапа фестиваля «Братина» в «Конном дворе». Батальное полотно кисти Андрея Алёхина называется «Захват подкопа под Троицу».

ИСТОРИЯ В ШАГЕ ОТ «ПОДЗЕМКИ»

Картина «Захват подкопа под Троицу» была написана специально ко Дню народного единства и призвана исправить историческую несправедливость: рассказать о подвиге крестьян Клементьевской слободы Никона Шилова и Петра Слоты, ставшем переломным моментом во время осады Лавры польскими войсками. Обратимся к истории.

Об этом историческом эпизоде говорят незаслуженно мало и даже не пишут в учебниках. Между тем, от исхода операции 11 ноября 1608 года зависело будущее России: в Смутные времена Лжедмитрия II Лавра стала политическим и религиозным оплотом. Сторонникам Самозванца было принципиально покорить обитель так же, как и московский Кремль. Захватчики хотели забрать у русского народа не только духовные, но и материальные ценности: в Троицкой обители хранились несметные богатства.

Поляки сделали подкоп под Пятницкую башню. Когда защитники монастыря об этом узнали, придумали хитрую комбинацию: два отряда отвлекают врага, а третий подрывает тоннель. Захватчики быстро сообразили, что их планы могут рухнуть, и направились на защиту своего подкопа, который проходил совсем недалеко от нынешнего подземного перехода. Счёт шел на минуты. Оценив ситуацию, Никон Шилов и Пётр Слота взорвали созданный противником тоннель и сгорели в нём заживо. Осада монастыря продолжилась. Обитель так и не сдалась врагу.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА

Художник Андрей Алёхин работал над картиной вместе с автором идеи, заслуженным журналистом РФ Сергеем Боковым, и консультантом — заведующей отделом истории и культуры Сергиево-Посадского музея-заповедника Татьяной Токаревой. На работу ушло около года. К созданию полотна привлекли историков, археологов, художников: авторы хотели максимально приблизиться к исторической правде. В итоге работа над картиной стала не только творческим процессом, но и исследовательским.

«Мы задумались: а как поляки выносили землю из подкопа? Очевидно, в мешках — это наша версия. А куда они её девали, чтобы остаться незамеченными? Мы предполагаем, что бросали в речку, которая уносила её бесследно в своём течении», — рассказал Сергей Боков.

В фильме, который предварял презентацию картины, показаны фрагменты работы над полотном, в начале звучит песня о подвиге защитников на стихи сергиевопосадского поэта Григория Глазова. Дни и даже недели ушли на то, чтобы правдиво воспроизвести архитектуру того времени. Внимание уделялось каждой детали, например, тщательно выверялась высота закомаров на соборах.

Картина полна символов. Например, Пётр Слота наступил на верёвку. Так автор доносит до зрителя мысль: «Сколько верёвочке ни виться, кончик будет».

Последние штрихи в картину Андрей Алёхин внёс буквально накануне выставки. Художник рассказал, что для него это первая работа в таком жанре, и он взялся бы за неё в любом случае, даже без гонорара. «Мне интересно было воспроизвести то, что появилось в моей голове после прочтения этой истории. Ведь одно дело иметь представление, картинку в уме, и совсем другое — перенести это на холст», — отметил автор.

Присутствовавший на выставке заслуженный художник России Виктор Багров отметил, что это полотно редкое ещё из-за того, что на такие работы нет заказов. И то, что к ней удалось привлечь спонсоров, — результат большого труда. Кроме того, проект выполнен при поддержке президентского Фонда культурных инициатив.

РЕАКЦИЯ ЗРИТЕЛЕЙ

Взяться за такую работу нужна большая смелость — это отметили все собравшиеся на выставке.

«Мы стали свидетелями уникального явления. Здесь соединились и специалисты музейного дела, и режиссура, и драматургия, и художественное творчество. Я не знаю таких примеров создания картин. Мы с вами свидетели повторения истории подкопа сегодня. Некоторые программы на современном ТВ — это самый настоящий подкоп под традиционные российские ценности. Сергиев Посад — такое место, где надо рушить такой подкоп», — сказала Наталья Чернышёва, председатель Союза журналистов Подмосковья.

Как отметил Сергей Боков, сверхзадача полотна — сказать: «Я помню». С ней авторы справились, а присутствующие сказали, что неплохо бы передать эту работу в музей и сделать её частью постоянной экспозиции, чтобы школьники с детства наглядно изучали историю. Ведь, как говорил Сергей Михалков, «сегодня — дети, завтра — народ».

Просветительскую миссию этой работы сложно переоценить. Многие жители города до сих пор думают, что у Белого пруда стоит памятник Пересвету и Ослябе, в то время как это памятник Шилову и Слоте. А старец с ними — не Сергий Радонежский, а летописец Авраамий Палицын, который увековечил подвиг двух посадских крестьян в летописях. Пока судьба полотна не определена.

Авторы предполагают, что картина отправится в турне по российским городам. Увидеть её в «Конном дворе» можно до 11 ноября.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Оборона Троице-Сергиева монастыря — это военные действия, которые происходили во время Смутного времени в России, когда отряды Лжедмитрия II пытались захватить обитель как символ веры в царя и Бога. «Троицкое сидение» продолжалось с 23 сентября 1608 года до 12 января 1610 года. Силы были неравны. Польско-литовские войска, а также присоединившиеся к ним русские отряды, под командованием Сапеги и Лисовского насчитывали около 10 тысяч человек. Защитники обители состояли из 2-2,2 тысячи служилых людей, примерно 300 монахов и около 1 тысячи крестьян, проживавших в монастырских и окрестных слободах

Екатерина Белякова