В конце августа российские СМИ одно за одним публиковали сенсационную новость — по итогам второго квартала 2024 года самиздат в денежном выражении впервые занял 50 % рынка электронных книг. Такая статистика даёт надежду и новую мотивацию авторам, а крупным издательствам — повод для переживаний.

Издать свою книгу сегодня можно самостоятельно, даже не выходя из дома. Сочиняешь, загружаешь на специальный сайт в интернете, ставишь цену и ждёшь — через несколько дней она уже на всех книжных онлайн-площадках. Долгие переговоры с критиками из издательства теперь в прошлом. Свобода творчества в чистом виде, и никто не вставит палки в колёса. Сергиевопосадское литературное сообщество не отстаёт от современных тенденций и тоже активно пользуется самиздатом. Чтобы лучше разобраться в плюсах и минусах такого способа найти своего читателя, мы пообщались с тремя местными авторами.

Екатерина Лаптева работает детским психологом и педагогом, но также состоялась и как писатель. Сейчас у неё уже издано два стихотворных сборника и несколько книг для детей.

«Это произведения о волшебном королевстве Цветландия, в котором есть разные небольшие цветные страны — Белая, Синяя, Оранжевая и так далее. Изначально я задумывала серию именно обучающих книг, но они в итоге стали художественными. Главные герои, принцесса Златовласка и её друг Мыслик, путешествуют, изучают королевство, помогают жителям и попадают в самые разные приключения», — рассказала Екатерина.

Книги опубликованы с помощью платформы Ridero. Главный плюс, который отметила писательница, — это возможность издать книгу такой, какой она задумана, без каких-либо правок от посторонних людей.

Но чтобы получить с этого какие-то существенные гонорары, нужна очень большая читательская аудитория. Львиная доля вырученных денег «съедается» комиссиями маркетов, куда Ridero распределила публикацию. В таком случае авторам приходится соглашаться хоть на какой-то процент, чем не получать вообще ничего.

Был у Екатерины и опыт переговоров с книжными издательствами.

«Они, как правило, редко отвечают быстро. И обычно называют сроки до двух лет, так как огромное количество людей хочет печататься. Мне ответили только один раз по поводу детского рассказа. Он не подходил по объёму и по возрастным критериям. Ответ был вежливым, но бывает всякое, судя по отзывам других людей», — поделилась Екатерина. Поэтому она и пошла путём самиздата.

Несмотря на все вольности современных сервисов, к публикации отнеслась серьёзно. После написания обратилась за услугами редактора и корректора, чтобы сделать текст более профессиональным.

«Было неясно, где их искать и как правильно оценить проделанную работу. Кто-то из редакторов изменил мою книгу до неузнаваемости, кто-то не трогал даже те места, которые я сама хотела исправить. На удивление, у студентов ценник ниже, а качество иногда даже лучше», — рассказала Екатерина.

Печатные экземпляры своих книг она также заказывала через Ridero. Качество устроило полностью, но вот доходы с продаж не превысили расходы.
https://ridero.ru/author/lapteva_katerina_4nhjx/

Другая сергиевопосадская писательница публикуется под псевдонимом Робин Мэднесс. Её стихия — фэнтези. Это популярный жанр, но вместе с тем он имеет максимальную конкуренцию — как на рынке самиздата, так и на издательском рынке. Получается продать книгу только за счёт таргетированной рекламы и коллаборации с блогерами. Но и это, как лотерея, — вложения могут не окупиться.

Для продажи электронных книг Робин пользуется сайтом Author.Today, так как к нему проще всего подключить рекламу, а так же собрать достаточную аудиторию с трафика самого сайта. Для продажи бумажных экземпляров — Ridero, а именно функция print-on-demand (печать по требованию покупателя)

Писательница пояснила, что у крупных издательств есть свои графики выхода на каждый жанр и втиснуться туда непросто. Без очереди могут взять разве что книги, написанные «идолами» молодёжи и селебрити, поскольку сложностей в их продаже точно не будет. За семь лет Робин Мэднесс только один раз опубликовалась официально — в небольшом Новокузнецком издательстве. Это ЛитРПГ-роман «Неудачник 1:0».
https://author.today/u/robinmadness271

Анастасия Кольцова пробовала себя в нескольких жанрах, но в последнее время предпочитает приключенческое и даже юмористическое фэнтези. Сюжет крайних двух романов основан на попадании героини в чужое тело в другом мире. «Попаданство» — распространённый приём в фантастической литературе, благодаря которому можно развернуть интересную историю.

Изучив все основные платформы для самиздата, она сделала выбор в пользу «Литнет». Именно там обитает женская целевая аудитория и, что тоже важно, — система предлагает больший процент авторского роялти, чем другие.

«В самиздате можно хорошо зарабатывать. Многие девочки из наших авторских чатов на обычную работу не ходят. Их единственный вид дохода — это именно написание романов. Они занимаются текстом ежедневно. Они могут сочинять несколько произведений сразу и публиковать их частями по мере готовности. Продажи идут уже в процессе выкладки. Я тоже так делаю — мне нравится получать обратную связь после каждой новой главы. Быстрая реакция читателей приносит больше радости, чем любование своей бумажной книгой», — рассказала Анастасия.

Чтобы иметь успех в самиздате, нужно не допускать простоя — из законченного романа сразу перевести аудиторию в следующий. И уметь хорошо анализировать, что сейчас в тренде.

«Условно — писать не просто про драконов, а, например, про их любовные похождения. Читательницы это любят, покупают и хотят ещё», — объяснила Анастасия.

И, как и в любом бизнесе, сначала придётся вложиться. Ведь та же самая обложка должна быть профессионально сделанной «приманкой», за которой придётся обратиться к художнику. Иначе даже хороший текст рискует затеряться в общей массе и никогда не быть прочитанным.

https://litnet.com/ru/anastasiya-kolcova-u8235256

Вячеслав Белов

Фото из личного архива героев публикации