Нужно ли зубрить с утра до вечера, чтобы сдать школьные экзамены на отлично? Выпускники этого года Тимур Хутыз и Полина Липчанская считают, что нет. У каждого из них свой подход к учёбе и свой взгляд на будущее, но общий статус «двухсотбалльника» — учащегося, который сдал Единый государственный экзамен на 100 баллов сразу по двум выбранным предметам.
БУДУЩИЙ РАДИОТЕХНИК
Наверное, в жизни Тимура Хутыза есть занятия более интересные, чем сидеть за учебниками. Например, хоккей, футбол или возможность провести время с друзьями. Но высокая дисциплина и чёткое понимание, что «надо» имеет в жизни не меньшее значение, чем «хочу», дают свои плоды.
В этом году молодой человек закончил Сергиево-Посадский физико-математический лицей с золотой медалью и получил максимальное количество баллов за экзамены по физике и математике.
«В пятом классе мы с родителями решили, что мне нужно делать упор на технические науки, — делится Тимур. — И уже с шестого класса я начал готовиться к поступлению в лицей. У меня папа и два его брата закончили наш физмат, сейчас в седьмой класс лицея поступила моя младшая сестра».
Несмотря на то что физика и математика у Хутызов — семейное, в девятом классе у Тимура не слишком ладилось с этими дисциплинами. Чтобы подтянуть знания, он начал заниматься в олимпиадной школе, посвятив старшие классы в том числе участию в олимпиадах. Да так успешно, что о том, что его без учёта вступительных испытаний примут на бюджет в МФТИ в Долгопрудном, знал ещё в апреле этого года. Поскольку результаты ЕГЭ не особенно повлияли бы на его судьбу, юноша волновался перед экзаменами заметно меньше сверстников.
Т е м , кто не силён в физике, но достаточно любопытен, чтобы заново открыть для себя эту науку, Тимур советует «Элементарный учебник физики» под редакцией Григория Лансберга в трёх томах
К репетитору Тимур не ходил, отличную базу знаний он получил в лицее от своих педагогов. Для подготовки к экзаменам достаточно было просто внимательно слушать на уроках, выполнять домашние задания и иногда самостоятельно прорешивать задачи. Времени вполне хватало, чтобы на досуге гонять с мальчишками в мяч или ходить в кино.
«Немного нервничал перед русским, потому что нужно было сдать экзамен минимум на 75 баллов, чтобы подтвердить золотую медаль, — рассказывает Тимур. — В итоге я получил 89 баллов. Перед математикой и физикой тоже чуть-чуть волновался. Задачи были несложные, главное было просто аккуратно всё написать, быть внимательным. По математике я даже допустил одну ошибку по невнимательности, набрал 31 первичный балл из 32. Но в переводе в стобалльную систему — это сотня. С физикой бы так не сработало, там для максимального результата не должно быть ни одной ошибки».
На вопрос, любит ли он учиться, Тимур загадочно улыбается. Честно признаётся, что сидеть в школе до шести ему не очень нравилось. Но он умеет разделять то, что любит, и то, что нужно делать. Поэтому учился с полной отдачей. И очень благодарен педагогам за то, как много они в него вложили: «Хочу сказать отдельное спасибо моим учителям: по математике — Вере Владимировне Красновой и Галине Юрьевне Гавриленко, по физике — Владимиру Ивановичу Шутову».
В сентябре Тимур станет первокурсником МФТИ, который известен как Физтех в Долгопрудном. Это один из сильнейших физико-технических вузов в стране Направление молодой человек выбрал интересное — «Радиотехнические и компьютерные технологии». Кем хочет стать, когда окончательно вырастет, пока и сам до конца не понимает. Тут уж время покажет. Но курс определённо взял на то, чтобы стать уникальным специалистом в своей области.
БУДУЩИЙ ЛИНГВИСТ
Сразу два экзамена — по русскому и английскому языкам — на сто баллов сдала выпускница гимназии им. И. Б. Оль бин ского Полина Липчанская. Английский девочка начала учить то ли в шестом, то ли в седьмом классе. Говорит, точно уже и не вспомнить. В языковой школе получила внушительную базу, уложила в голову структуру языка. А в 9 классе поняла, что хочет большего, и начала самостоятельно организовывать вокруг себя языковую среду.
«Языковые школы — это хорошо, но всё-таки 1-2 раза в неделю ходить на занятия с группой — немного не то, — делится девушка. — Настоящий прогресс у меня начался, когда я стала читать книги на английском, смотреть на ютубе видеоэссе на разные темы. Сначала с субтитрами, потом без. В языковых школах навык аудирования чаще всего не очень хорошо развивается. Сначала было непросто, со временем я начала понимать всё больше и в какой-то момент поймала себя на мысли, что понимаю вообще всё».
Помимо английского, Полине по душе приходились уроки русского и литературы. Русскую классику, если, конечно, это не Салтыков-Щедрин, девушка всегда читала с удовольствием. Литературу Полина сдала на 94 балла, допустив всего одну ошибку. По русскому набрала твёрдую сотню. Экзамен по английскому языку сдавался в два захода: 8 июня Полина сдала устную часть, 11-го — письменную.
«Письменная часть достаточно простая, — объясняет Полина. — Ты пишешь письмо своему лучшему другу или эссе на какую-то тему. А устная часть — это когда ты садишься перед компьютером и говоришь. На первый взгляд, есть ощущение, что у тебя нет права на ошибку, хотя на самом деле если ты сказал что-то не так, то можешь произнести фразу ещё раз, и засчитан будет последний вариант. Ещё напрягает, что тебе некому смотреть в глаза, ты с какой-то железкой разговариваешь. Из-за этого волнение усиливается. Поэтому некоторые боятся экзамена по английскому».
Сейчас Полина очень надеется поступить на бюджет в Высшую школу экономики на направление «Иностранные языки и межкультурная коммуникация». Морально готовит себя к тому, что если вдруг не пройдёт конкурс, то учиться будет в СПбГУ. Право попасть туда без вступительных девушка получила благодаря победам на олимпиадах.
«Мне нравится дурачиться с языками, читать книги на иностранном, но где это можно применить, я пока не знаю, — говорит Полина, когда спрашиваю о планах на будущее. — Возможно, захочу связать свою жизнь с преподаванием. Мне нравится объяснять. А пока я хотела бы выучить ещё несколько языков. С одной стороны, меня интересует китайский. Во-первых, потому что он очень красивый, а во-вторых, потому что полезный. Но если отринуть мысли о практической пользе, я хотела бы учить польский и португальский, при- чём бразильский португальский. Они очень красиво звучат».
Елена Бадалян
Фото: Дамир Шавалеев, Наталья Майорова







