Борис Тимофеевич Лисков родился 12 июня 1924 года в Киеве. В 1937 году семья переехала в Загорск. Ещё учась в школе, Борис увлекался рисованием и посещал городской художественный кружок в Доме пионеров на улице Первомайской (ныне улица Вознесенская).
В начале 1940-х семья Лисковых перебралась в Хотьково. Когда началась война, Борису было 17 лет. 12 августа 1942 года, вскоре после окончания средней школы, он получил повестку. Его направили в 3-е Ленинградское пехотное училище, по окончании которого в звании младшего лейтенанта он отбыл в действующую армию. По пути эшелон разбомбили немцы. Борису повезло — он остался жив.
В 1943 году Борис Лисков воевал на Курской дуге и там же получил первое ранение — в правую руку.
В начале октября 1943 года на правобережном днепровском плацдарме командир взвода пулемётчиков 237-й стрелковой бригады младший лейтенант Лисков получил тяжёлое ранение пулемётной очередью. Сильно пострадала левая рука. В этом бою молодого офицера посчитали пропавшим без вести. Когда Лисков нашёлся живым, для срочного лечения его отправили в тыловой госпиталь.
Санитарный поезд проезжал мимо Хотькова. Молодой, бесшабашный парень, увидев родные места, выпрыгнул из вагона, чтобы повидать родных. В Хотькове его задержал комендантский патруль и после проверки документов он оказался в ближайшем госпитале, расположенном в усадьбе Абрамцево.
Палата, в которой раненый лейтенант Борис Лисков провёл не один месяц на излечении, была мемориальной комнатой Николая Васильевича Гоголя.
Ранение было сложным, Лискову грозила ампутация раздробленной левой руки и ограниченная подвижность правой. Родители Бориса приходили в госпиталь и умоляли врачей рискнуть и не делать молодому человеку калечащую операцию. Высокая квалификация госпитальных медиков позволила сохранить юноше руку. Но одна из костей левой руки была укорочена на семь сантиметров.
Лечение и восстановление были долгими.
С искалеченными руками Борис не смог вернуться в строй. 18 января 1944 года двадцатилетний парень выбыл из госпиталя с выпиской «Не годен к строевой службе», то есть стал инвалидом. Но мужество, настойчивость и сила духа помогли ему преодолеть последствия ранения. Чтобы разрабатывать ставшие почти безжизненными руки, по совету врачей он стал делать специальную гимнастику. А ещё — играть на музыкальных инструментах: гитаре и аккордеоне. Мелодии молодой человек подбирал на слух. И постепенно руки начали слушаться. Через несколько месяцев упорство, а также любовь к рисованию и живописи позволили Борису Лискову вернуться к любимому занятию, и уже в 1944 году он смог поступить в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, которое окончил в 1949 году.
После учёбы с 1951 по 1984 годы он проработал в Загорских художественно-промышленных мастерских. Был принят в товарищество «Загорский художник», в Союз художников.
Борис Лисков прожил в искусстве прекрасную, яркую жизнь. Лучшие его работы написаны в традициях реалистической школы, в жанрах лирического пейзажа и охотничьего натюрморта. За почти шестьдесят лет творчества он создал около тысячи живописных полотен. Его произведения хранятся в музеях, культурных центрах, офисах разных городов России, а также в Австрии, Германии, Голландии, Греции, Италии, Швеции, Финляндии. Многие из них посвящены малой родине — Хотькову, Сергиевому Посаду и Радонежской земле.
Недавно в залах Сергиево-Посадского отделения Союза художников России прошла выставка, посвящённая 100-летию мастера.

Наталья Малашина







