В Сергиево-Посадском музее-заповеднике состоялась арт-встреча с культурологом, научным сотрудником отдела изобразительного искусства Марией КОЛЕСНИКОВОЙ, которая рассказала о символизме размещения предметов в натюрморте.
Встреча превратилась в увлекательную экскурсию по выставке «Трепет живой жизни», где выставлены натюрморты семерых художников, каждый из которых работает в своей манере. Как объясняет Мария Колесникова, мы легко можем воспроизвести в памяти образ известного русского пейзажа или портрета, а вот примеры русского натюрморта вспомнят далеко не все. Историки искусства даже считают это отличительной чертой русского искусства: предметы для нас не очень-то и важны. Но при этом даже на знаменитой «Троице» Андрея Рублёва есть натюрмортный элемент.
«Это знаменитый ветхозаветный сюжет гостеприимства Авраамова, когда Бог является Аврааму и Саре в образе трёх ангелов, и Авраам и Сара ангелов угощают, — рассказывает культуролог. — Если мы посмотрим различные «Троицы», а их есть великое множество, то на столе перед ангелами мы можем видеть и золотые вазы, и вазу с фруктами, и даже есть такая икона, где перед каждым ангелом по морковке лежит. А что делает Андрей Рублёв? Он не только великий художник, но и великий богослов, который выразительными средствами показывает нам, во-первых, единение Троицы, а во-вторых, важность идеи вот этой христианской жертвы, которая будет ещё принесена. Андрей Рублёв, можно сказать, минималист своего времени. Он убирает всё ненужное со стола. Перед ангелами оставляет только чашу, а в этой чаше – голова тельца. И вот эта голова тельца на иконе Рублёва — это символ общей жертвы».
Первый же участник выставки Анна ФИЛИППОВА воспроизводит ангелов «Троицы» в своём триптихе «Натюрморт с репродукцией», только здесь их сопровождают не образы жертвы, а символы жизни и радости — чашки чая и букеты цветов. Иногда натюрморты наполнены символами, которые может прочитать зритель, а иногда художник наполняет их символами «для себя», как это происходит на работах Сергея НЕБЕСИХИНА, где тыква когда-то была каретой, а букет роз символизирует круг жизни – от рождения до гибели.
Если для одних художников предметы — это способ рассказать историю, то для других это любование природой или формой. А работы Сергея КОЛОКОЛЬЧИКОВА не только напоминают произведения старых голландских мастеров, но и транслируют схожие философские смыслы, в которые автор, впрочем, просит не погружаться слишком глубоко. В некоторых его натюрмортах зрители углядели эротизм, в других — драматическую экспрессию.
«У «старых голландцев» была определённая символика: у них был даже целый справочник, где объяснялось, какой предмет что означает. А у современного человека отношение к символам совсем другое: столько разных смыслов перед нами прошло, у нас есть сейчас доступ к такому огромному количеству информации, что мы можем вложить абсолютно разные смыслы», — считает Мария Колесникова.
Серия августовских творческих встреч — это новый проект, который реализуется в музее-заповеднике. Ранее здесь уже прошла арт-встреча с художником и педагогом Анной Филипповой, где можно было не только пообщаться с автором натюрмортов, но и попробовать создать свою работу: организаторы назвали это мероприятие «Тревел-скетчинг», что можно перевести как «зарисовки из путешествий».
В следующую субботу гостей музея ждут на творческую встречу с художником Сергеем Колокольчиковым — членом Творческого союза художников России и Международной академии творчества Евразийского отделения искусств. Она будет проходить в интерьерах выставки в Главном корпусе музея-заповедника 12 августа в 15:00.
Татьяна МЕЛЬНИКОВА
Фото: Наталья МАЙОРОВА







