«Если где-то убыло, значит, где-то прибыло» — этот универсальный закон был сформулирован ещё в 1748 году великим русским учёным Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Применим этот постулат и к санкциям, в условиях которых мы учимся жить с весны 2022 года. Ограничения коснулись многих сфер экономики, в том числе и отрасли пере- работки мусора. И речь идёт не только об импортозамещении в оборудовании, но и о самом спросе на вторсырьё — он вырос в разы.

Маркет-плейс для мусора

Интересная новость последних дней: в Московской области создана интернет-платформа ВМР АНО для продавцов вторсырья — макулатуры, металла, различных видов пластика. По сути, это электронный магазин, где все заинтересованные стороны могут заключить сделку и даже провести через него оплату по заключённому договору. Один из ключевых игроков на этой площадке — комплекс по переработке отходов «Север».

«Безусловно, интернет-магазин — это позитивная инициатива: любой продавец и любой покупатель не должны быть ограничены в выборе, с кем заключать сделку», — считает директор КПО «Север» Евгений КОМАРОВ. Сфера переработки отходов довольно узка. Задача ВМР АНО — расширить географию рынка сбыта для наших мусорщиков: теперь они будут знать, в каких областях России особо востребован пластик или алюминий.

«До 2022 года мы направляли сырьё в 23 региона, благодаря этой площадке перечень потенциальных покупателей вырос более чем в 2,5 раза. Интернет-магазин обеспечивает новые контракты и стабильные поставки. Ресурса у нас достаточно: помимо Сергиево-Посадского округа, наш кластер регионального оператора охватывает Дмитров, Ивантеевку, Долгопрудный, Химки. Мы принимаем отходы на сортировку — около 100 тысяч тонн в месяц. Вкупе предприятия «РТ-Инвест» концентрируют более 3,5 млн тонн отходов в год», — говорит Евгений Комаров.

Отходы становятся дороже

До введения многочисленных пакетов санкций нашу страну обеспечивали полимерами преимущественно зарубежные партнёры. После запрета на ввоз у переработчиков практически не осталось альтернатив — настал звёздный час отечественного сырья.

Сейчас спрос на вторичку вырос в разы, производители соревнуются между собой в цене и качестве, заказчик становится избирательнее

«Наш КПО старается делать свой товар более конкурентоспособным. Теперь мусор разбирается на 34 фракции — это значительно больше, чем было до того. К примеру, пластик делим по цветам: синий, коричневый, бесцветный. Такую продукцию клиенты берут гораздо охотнее, но и стоит он дороже «ассорти»», – поясняет Евгений Комаров.

Сырьё направляется на переработку в гранулы, из которых производится различный утеплитель, синтепон, элементы внутренней обшивки автомобиля, тара под непищевые жидкости. И этой продукцией Россия вполне способна обеспечить себя в полной мере. Впрочем, как и металлом, стеклом или бумагой. Кстати, санкции благотворно сказались и на качестве макулатуры: дефицит красок для оформления упаковки сделал сырьё более экологичным.

Куда делся пункт приёма вторсырья?

Стать поставщиком вторички может каждый. Да, идея сортировки отходов на бытовом уровне продвигается в массы со скрипом, но всё же продвигается, как ни крути. Елена САМСОНОВА собирает алюминиевые банки.

«Раньше я относила их в пункт приёма на «Мегабаке», сдавала вторсырьё за деньги. Теперь пункта там нет. Куда мне нести накопленное?» — спрашивает она. Вопрос мы переадресовали профильному заместителю главы администрации Сергиево-Посадского городского уровня Оксане ЕРОХАНОВОЙ.

«У нас работал частник, который принимал вторсырьё за определённую плату. Но что-то пошло не так, бизнес не пошёл. Так бывает. Но мы намерены привлечь другого приёмщика, скорее всего, речь пойдёт о сетевых организациях, которых в Подмосковье немало. В скором будущем сбор вторсырья на «Мегабаке» возобновится. Но если жители хотят привести на «Мегабак» макулатуру, стеклянную тару, прочие отходы, годные в переработку, они по-прежнему могут это сделать. Правда, бесплатно», — сообщает Оксана Ероханова.

Евгения НИКОЛАЕВА

Фото: архив редакции