С лета этого года в Сергиево-Посадском музее-заповеднике — новый исполнительный директор. Алина САПРЫКИНА — это тот человек, кто на практике воплощает идеи. Некоторые из них — например, строительство нового корпуса на перекрёстке проспекта и улицы Шлякова, — слышны давно, другие зазвучали громче с приходом нового специалиста с навыками посредника между классическими культурными учреждениями и современностью.
Алина Сапрыкина более шести лет возглавляла Музей Москвы (один из крупнейших в столице), до этого восемь лет была арт-директором центра дизайна Artplay, первого российского кластера креативных индустрий в стране. Курировала и организовала более ста выставок и событий. Музейный эксперт, продолжает выступать как куратор проектов — недавним примером стал международный фестиваль промышленного дизайна Design Act в центре современного искусства «Винзавод» в ноябре. Преподаватель философского факультета МГУ.
Выставка «Осенний салон» — традиционно главное художественное событие года
«Самое важное в работе музея — это то, что видят и получают посетители. Неправильно, когда в запасниках хранится уникальнейшая коллекция, в кабинетах идёт грамотная научная работа, а люди этого не ощущают»
— Вы наверняка взвешивали плюсы и минусы работы в Сергиевом Посаде. Какими были эти минусы и плюсы?
— Не происходило взвешивания плюсов и минусов, был жизненный и профессиональный выбор плюс ощущение, что мне нужно быть сейчас именно здесь. Ощущение колоссального потенциала места. Сергиев Посад — уникальный исторический город, фактически музей под открытым небом. Уникальная точка на карте, в которой отражены все важные события истории страны. Здесь потрясающая музейная коллекция. Для меня лично этот город во многом связан с древней историей, творческим наследием, религиозной философией, художниками, а теперь и с молодыми ремесленниками и дизайнерами, писателями, режиссёрами. Недалеко от Москвы, где я живу, и обстоятельство полутора-двухчасовой дороги вполне преодолимо, а в машине возможность дополнительно поработать.
— Музей это не только выставки, но и хранение, реставрация, издательское дело и многое другое. Какому направлению уделяете на новом посту больше внимания и почему?
— Самое важное в работе музея — это то, что видят и получают посетители. Неправильно, когда в запасниках хранится уникальнейшая коллекция, в кабинетах идёт грамотная научная работа, а люди этого не ощущают. Сейчас для меня важно прояснить, что происходит внутри, как это выражается не только в рамках экспертного сообщества, а в событиях для широкой публики. То есть какой КПД этой работы. Иначе говоря — за счёт чего можно увеличить посещаемость и значение музея в целом.
— Есть ли практические идеи?
— С коллегами мы продумываем идею нового путеводителя по Сергиеву Посаду. В нём мы покажем историю города на базе фотоматериалов из архивов, а рядом представим творческие проекты, которыми Сергиев Посад живёт сегодня. Эта книга готовится в рамках фестиваля, который мы подаём на грант и планируем сделать в следующем году летом. На фестиваль мы также пригласили и несколько сергиевопосадских культурных институций: галереи, выставочные пространства и другие площадки, в том числе из соседних Абрамцева и Хотькова.

Музей когда-то начинался с Ризницы. Её экспозиция бесценна
— В сентябре вы встречались с местным творческим сообществом — расскажите о впечатлениях.
— Я услышала на встрече интересную мысль: величие Сергиева Посада и Лавры — это основа, которая определяет местную культурную жизнь, но есть и другой момент — молодёжь и художники при том хотят жить в сегодняшнем дне. Мы не хотим всё время сталкиваться лишь с презентацией прошлого, мы тоже существуем, говорят они. Чувствуется, что в городе есть современные творческие люди, что они любят свой город, хотят в нём жить, творить, но пока не все находят адекватных мест для реализации, возможностей и поддержки. Мы рассчитываем, что музей станет площадкой для взаимодействия, модератором отношений и новых проектов.
— Говорят, молодые художники побаиваются музея, считая, что здесь слишком высокая планка, и им будет трудно выступать на равных с мэтрами.
— Мы обязаны открыть им дверь, музей должен, как никто другой, их поддерживать.

— Этим вопросом вас, вероятно, замучили, но спросить надо. Он о недостроенном фондохранилище и СИЗО, которые, как время от времени говорят, могут стать новыми музейными корпусами. Что-то продвигается?
— Может быть, это было совпадение, а может быть и судьба, что один из моих предыдущих проектов был связан как раз со зданием тюремного замка в Сергиевом Посаде.
«Проект фондохранилища, который когда-то был сделан, устарел и с точки зрения архитектуры, и в плане музейных функций. Технологии, инженерные решения сильно продвинулись за эти двадцать лет»
В 2020 году в музее «Новый Иерусалим» мне как приглашённому куратору довелось делать выставку «Небесная мастерская» о ремёслах и фабриках народных промыслов, сохранившихся в Московской области. Тогда участники экспозиции, а там было представлено 19 фабрик и пять музеев, обсуждали: а что если бы в регионе возник некий ремесленный или арт-центр, связанный с креативными индустриями. Как раз в тот момент я проезжала мимо исторического здания СИЗО по пути из Богородского, где собирала материал для проекта. Помню первую мысль: зачем на центральном проспекте в Сергиевом Посаде тюрьма? Это же место для арт-центра! И я предложила на основании этого здания сделать модель такого воображаемого ремесленного кластера — выставочный архитектурный макет с прописанным зонированием и функциями. Смысл тогда был не в том, чтобы вместо тюрьмы создать в Сергиевом Посаде арт-центр, а просто показать, как делаются и из чего состоят подобные центры. Если бы чиновники Московской области захотели воплотить тот проект, работа могла бы начаться два года назад.
«Может быть, это было совпадение, а может быть и судьба, что один из моих предыдущих проектов был связан как раз со зданием тюремного замка в Сергиевом Посаде».
— В свете нынешних разговоров о переносе СИЗО в другое место проект может воплотиться?
— Замечательно, если бы это всё пригодилось, но это зависит не от меня. Я рада, что предложение заметили, что идея живёт своей жизнью, она обсуждается, и если эти разработки найдут применение, я буду счастлива. Но, может быть, в этих пространствах могло бы быть музейное или творческое пространство и другого характера — для серьёзных обоснований требуются дополнительные исследования.
— Как обстоят дела с фондохранилищем?
— Моё мнение как эксперта: проект, который когда-то для него был сделан, устарел и с точки зрения архитектуры, и в плане музейных функций. Технологии, инженерные решения сильно продвинулись за эти двадцать лет. Раз так случилось, что недостроенный объект будет демонтирован, необходимо заново проектировать новый качественный музейный объект. И ещё: фондохранилище — это не должно быть просто складом экспонатов за замком, а современное музейное пространство комплексного типа, большой музейный объект, где также проходят выставки, конференции, концерты, образовательные программы. Например, комплекс фондохранилища Эрмитажа в Старой деревне — это большой многозадачный центр, место, где приоткрывают закулисье и проводят массу мероприятий и городского, и всероссийского уровня.

Главное здание музея. Появится ли рядом с ним корпус фондохранилища?
— Пока всё это остаётся на уровне намерений или есть документы, которые подталкивают процесс?
— Денег на проект пока не выделено, учредители в поиске решений. Для начала надо демонтировать остатки того, что там находится, провести конкурс на архитектурный проект нового здания, получить на него смету, а параллельно искать инвестиции.
— Вы видите музей ориентированным на городскую публику или в первую очередь это музей, который рассказывает о городе для всей страны?
— Это разговор про форматы. Одна и та же история из Сергиева Посада должна быть представлена всем: для жителя её могут рассказать в Краеведческом отделе, для туриста — в Ризнице и Конном дворе. Для тех и других — в Художественном корпусе. И если возникнет новое Главное здание музея-заповедника, современное пространство, которое мы упомянули, аудитория только увеличится. Это, безусловно, музей для всей страны и мира, но это не значит, что не должно быть пространств, рассчитанных на городскую аудиторию — от детей до пенсионеров.

Краеведческий отдел. Выставка к юбилею полёта Гагарина
— Сильно ли вы изменили команду музея?
— Пока только вхожу в курс дела и изучаю, что наработано. Новых людей немного, все важные люди из старой команды остаются. Появился пост заместителя директора по развитию, у нас новый графический дизайнер, новый руководитель отдела сохранения культурного наследия и реставрации — это важно для того направления, в котором движется музей. Как вы, наверное, знаете, у музея-заповедника четыре главные темы и несколько зданий в городе: древнерусское и христианское искусство, которое представлено экспозициями в Ризнице на территории Троице-Сергиевой лавры, декоративно-прикладное и народное искусство в Конном дворе, выставки живописи, графики, фотографии и скульптуры в Художественном корпусе на проспекте Красной Армии, и экспозиции в Краеведческом корпусе в Овражном переулке, представляющие выставки от археологии до повседневной истории города ХХ века.
В ближайшее время у нас несколько новых выставок: искусство советского периода «Без границ и перевода» к 100-летию создания СССР (с 1 декабря по 29 января), «Праздники в старом городе» в Краеведческом (с 7 декабря по 29 января) и «Подарок к Рождеству», выставка об уникальной коллекции деревянной игрушки (с 7 декабря по 29 января в Конном дворе). Приглашаем!
«Молодёжь и художники стремятся жить в сегодняшнем дне. Мы не хотим всё время сталкиваться лишь с презентацией прошлого, мы тоже существуем, говорят они. Мы рассчитываем, что музей станет площадкой для взаимодействия, модератором отношений и новых проектов»
В Конном дворе проходят не только выставки, но и фестивали искусств
Подготовил Владимир КРЮЧЕВ







