Участкового инспектора Романа МАТВЕЕВА на Звёздочке в Сергиевом Посаде знают практически все. Он родился и вырос в этом микрорайоне и вот уже 12 лет работает на этом сложном административном участке, куда входит и не самый благополучный в криминальном отношении железнодорожный вокзал. На Звёздочке своего участкового любят и ценят, потому что трудится на совесть. Как он шутливо замечает, иначе и не получится, нельзя ударить в грязь лицом, когда все родственники и знакомые по соседству живут.

12 лет Роман Матвеев работает участковым в мкр. Звёздочка

— Жители активно обращаются к участковым?

— Взаимодействие с жителями у меня налажено уже давно, потому что обслуживаю один и тот же участок на протяжении длительного периода. Знаю практически всех старших по домам, телефоны есть. Тем более сам здесь живу, люди каждый день ко мне обращаются с проблемами и в выходные, и в будни. Хотя официально существует три дня для приёма граждан – вторник, четверг с 17 до 19 часов и суббота с 11 до 13 часов. Но дверь участковой службы никто не запирает, жители в любое удобное для них время приходят со своими проблемами и просьбами.

— С какими проблемами в основном приходят?

— Больше всего обращений по бытовому насилию, как правило, в состоянии алкогольного опьянения. Раньше были вытрезвители, и на алкоголиков была хоть какая-то мера воздействия. Сейчас, когда вытрезвителей нет, на хулиганов, распивающих спиртные напитки, только административно можно повлиять. В целом, граждане приходят с любыми проблемами, даже такими, которые не в нашей компетенции решать. Банальная ситуация: людей затопили соседи, они прибегают к участковому и требуют повлиять, в том числе чтобы мы выбили им денежную компенсацию. Приходится объяснять, что факт ущерба нужно фиксировать в управляющей компании, затем обращаться в суд. Всё разъясняешь, а в ответ часто слышишь: «Вы просто не хотите работать!» Или ещё одна частая ситуация: жалуются, что у соседей воет собака, и никого нет дома. Тут мы можем только поговорить с хозяевами животного, другого законом не регламентировано.

— Часто обращаются, когда пьяный муж избивает жену?

— Бытовые конфликты самые распространённые, когда муж избивает жену либо ломает технику. И люди на полном серьёзе думают, что если законный супруг повредил совместно нажитое имущество, то он должен компенсировать ущерб жене. Но тут никакого правонарушения нет, так как вещь принадлежит обоим членам семьи. Проблемы возникают и с побоями. По закону телесные повреждения нужно обязательно фиксировать в медицинском учреждении. Если у нас не будет заключения, то мы не сможем возбудить дело. А люди в основном пишут заявление в первые сутки на эмоциях, подтверждают, что хотят наказать обидчика и готовы идти до суда. Я опрашиваю свидетелей, фотографирую место происшествия, собираю полноценный материал, но через пару дней человек успокаивается и заявляет, что ничего не нужно. А зачем тогда всё было затевать? «Я его попугать хотела, а так он у меня хороший», — слышу в ответ. А через месяц «хороший» начинает снова дебоширить.

— Возбуждение дела — крайняя мера. Можно ли предотвратить правонарушение, просто побеседовав с людьми?

— Конечно. Основная работа участкового — это профилактические мероприятия, беседовать с гражданами, объяснять, какие последствия могут быть. И что лучше не доводить до суда. Мало кто знает, что если один из твоих близких родственников имеет судимость, то вас не возьмут на работу ни в одну государственную организацию. Например, жена написала на мужа заявление, его привлекли по статье «причинение лёгкого вреда здоровью» — и ни сын, ни дочь уже не смогут поступить в военный вуз.

— Часто обращаются с проблемами, которые не входят сферу деятельности участковых?

— Бывает. Например, одна мама заметила, что голодный ребёнок выпрашивает у детей еду на детской площадке. Такую информацию я передаю в отдел по делам несовершеннолетних, где занимаются непосредственно работой с родителями подростков. Или у кого-то вскрыли гараж, похитили имущество, зачастую первыми звонят мне, хотя такими делами занимается уголовный розыск. Порой приходят совсем с абсурдными просьбами: «Сосед установил неправильно забор, заставьте его провести межевание». Но это не в моей компетенции. Или жалуются на то, что сосед сбрасывает к ним на участок снег, прочищая свою тропинку у дома. Какой тут состав преступления может быть?

— Какой микрорайон «Звёздочка» в плане правонарушений?

— Сейчас стало намного спокойнее, раньше было тяжелее. Дело в том, что микрорайон примыкает к вокзалу, куда прибывает определённая категория людей из соседних областей. Здесь же сконцентрировано большое количество хостелов, чьи постояльцы зачастую примерным поведением не отличаются — мусорят, выпивают.

— Бомжей, наверное, тоже на вокзале много?

— Их практически не стало. Раньше всех нищих ежедневно кормили завтраками и ужинами в странноприимном доме в Пожарном переулке. В Сергиев Посад к завтраку в 11 утра приезжали полные электрички бродяг, они кушали, до семи вечера (времени ужина) слонялись толпами по городу, а на ночь уезжали в Александров, где вокзал работает круглосуточно. Теперь Лавра бесплатную столовую закрыла, и поток бомжей к нам практически прекратился.

— Нищие закончились, зато появились наркоманы.

— Да, это одна из подучётных категорий участковых. К сожалению, наркоманы — бич современности. Если раньше молодёжь употребляла героин, то сейчас это синтетические наркотики. Страшно смотреть на людей, который в 18-20 лет разрушают себя, думая, что в любой момент могут завязать без посторонней помощи. Почти никто из них не понимает, какую ответственность придётся нести. Это получение судимости, постановка на учёт в наркодиспансер, влекущая за собой проблемы, включая получение водительского удостоверения. То есть человек даже таксистом уже не сможет стать, потому что стоит на учёте у нарколога.

К подучётным также относятся те, кто вышел из тюрьмы. Мы ведём за ними административный надзор. Они обязаны соблюдать определённые требования, одно из которых — не покидать адрес места жительства после 22 часов. Им запрещено также ходить на массовые мероприятия, такие как дни города. Подучётников у меня не так много, на четыре тысячи жителей на моём административном участке их всего 12 человек. Срок надзора составляет 6-7 лет, так что я знаю всех в лицо, включая их родных.

— Сколько обращений в день вам приходится рассматривать?

— В среднем по 7-10 обращений, в праздники нагрузка увеличивается. Конечно, хотелось, чтобы был напарник, но очередь на работу участковым не стоит, потому что здесь трудно даже не физически, а психологически. Люди приходят сюда со своими проблемами, со слезами на глазах. Например, вчера бабушка целый час рассказывала печальную историю, что её не навещает внук. Придётся идти беседовать. Но я такое внимание граждан ценю, потому что если к нам приходят, значит, доверяют и могут сообщить какую-то полезную информацию.

Беседовала Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА