«Давайте вместе развеем стереотип о том, что в России не умеют снимать кино», — этот призыв звучит в каждом анонсе лекционно-практических занятий «Просто о кино», которые раз в месяц проходят в арт-пространстве «Трикотажка Place». Ведёт их молодой режиссёр Анна ШУГАЕВА. В августе, накануне традиционно отмечаемого в нашей стране Дня российского кино, мы решили поговорить с Анной о наболевшем.

— Как вы стали режиссёром?

— В юности я, как и многие, смотрела преимущественно голливудское кино и мечтала стать актрисой. У этой мечты были все шансы сбыться, потому что после школы я поступила на актёрский факультет. И в первом же полугодии услышала от преподавателей, что во мне видно режиссёра. В 18 мне казалось, что это такие старые дяденьки, умудрённые опытом, и я так испугалась, что просидела на актёрском ещё полтора года. А потом набралась смелости, и поступила к Владимиру МЕНЬШОВУ и Владимиру ТУМАЕВУ. Про режиссёрское во мне, кстати, это чистой воды вкусовщина. Даниил СПИВАКОВСКИЙ, у которого я училась на актёрском, говорил, что я прекрасный режиссёр, а Меньшов, напротив, настаивал на том, что я прекрасная актриса.

— В чём вообще суть этой профессии?

— Я считаю, что режиссёр — это про личные отношения. Ты не просто должен всё организовать, но и найти подход к каждому человеку на площадке — к актёрам, операторам, звукорежиссёрам. И всем донести свою мысль, всех заразить идеей, чтобы команда работала слаженно, а порой и бесплатно. При этом не стоит быть режиссёром, звукорежиссёром, сценаристом и оператором в одном лице, это очень тяжело и сказывается на качестве работы.

— А помните первый российский фильм, который произвёл на вас впечатление?

— Когда я была ребёнком, меня очень впечатлил фильм «Сволочи». Мой мастер, Владимир Меньшов, ненавидел этот фильм, однажды он даже отказался вручать ему премию. Сейчас я понимаю почему. Фильм просто ужасный с идеологической точки зрения, никакого уважения к истории, страшное враньё. Когда я начала крутиться в киноведческих кругах и изучать историю, то обнаружила, что это ужасное кино. Но актёры в нём сыграли прекрасно. Я всегда делаю большой акцент на актёрскую игру, и к этому фильму у меня как не было вопросов, так и нет. Отличный актёрский состав, отличная работа режиссёра с актёрами.

— Вы замечали, что среди любителей кино довольно много снобов, которые делят фильмы на картины для интеллектуалов и для дураков?

— Не сказать, что их много, но тенденция прослеживается. Как-то на лекции по сценарному мастерству педагог сказал нам: «Любой кинопродукт имеет право на жизнь, если у него есть зритель». Когда-то кино было чисто развлекательным, почему оно не может таким оставаться? Мы смотрим кино, чтобы зарядиться положительными эмоциями, или подумать, или чтобы получить дозу адреналина. Цели могут быть разными. Для этого и существует разделение на жанры.

— Откуда взялся стереотип о том, что в России снимают плохое кино?

— Главная причина: в России не умеют рекламировать хорошее кино. У нас очень много хороших фильмов, о которых никто не знает. Ярче всего рекламируются картины, спонсированные государством, поскольку потраченные на них деньги обязательно нужно отбить. А это только вершина айсберга, большая часть качественных коротких или полных метров известна только тем, кто в теме. В широкие массы она просто не попадает.

Заметное отличие нашего кинематографа от западного: за рубежом фильмы снимаются в основном на частные деньги, государственной поддержки там нет. Каждый раз, что-то снимая, зарубежный режиссёр рискует своими деньгами, имиджем, авторитетом, и вынужден выкладываться на полную. Зато если фильм выстрелит, огромная медийная поддержка тебе обеспечена. У нас принцип другой. Существуют гостендеры, к которым довольно сложно пробиться. «Эксперимент» может быть «очевидно неудачным», но кому-то дадут второй шанс в то время, как у большинства не будет и первого.

Сегодня в прокате практически нет иностранных фильмов, и ведутся разговоры о том, что это грозит кинотеатрам закрытием. Если бы сейчас заработала программа поддержки молодых неизвестных режиссёров, если бы им предложили нести свои фильмы в кинотеатры, то не нужно было бы ничего закрывать. Киноделы получили бы возможность показать свои фильмы большему количеству людей, а зрители — культурно обогатиться. Но у нас этим, увы, не занимаются.

Сейчас я понимаю, что в институте нас вообще не готовили к тому, что мы попадём на рынок, которому мы не нужны. Конечно, в России есть много хороших фестивалей. Если ты выигрываешь фестиваль, то зачастую получаешь денежный приз, который можно потратить на следующий фильм. Но не у всех фестивалей есть призовой фонд, а для участия в большинстве из них необходимо платить вступительные взносы. То есть чтобы появился шанс стать известным, нужно постоянно вкладываться в свои проекты.

— На лекционных занятиях в «Трикотажке» вы стараетесь развеивать все эти предубеждения и стереотипы?

— Моя цель не в том, чтобы менять чью-то точку зрения. Я приношу на занятия короткий метр, который не обязан нравиться всем. Но мне бы хотелось донести, что, обобщая, особенно на уровне «всё русское», нужно понимать, что речь идёт о нас всех. Если тебе не нравится, как условные русские снимают кино, попробуй сделать лучше. Я не только рассказываю о кино, но стараюсь учить снимать, подключать голову с практической точки зрения. Пусть люди трезво анализируют и подключаются сами. Я уверена, что кино — это сфера, в которой у каждого может быть своё видение. А значит, он может приложить руку к тому, чтобы побороть стереотип «всё русское кино — отстой».

— Выходит, снять кино может каждый?

— Снять кино несложно, всё зависит от задумки. Конечно, если планируешь снять что-то вроде «Притяжения» с инопланетянами, готовь деньги на графику. Но, в целом, выразить какую-то мысль, даже полным метром, не кажется мне чем-то трудновыполнимым. Я знаю фильмы, которые были сняты за копейки. Люди находили у одних знакомых камеру, у других — квадрокоптер, третьи соглашались побыть рабочей силой. Нужно просто найти свою команду. А ещё знать, что ты хочешь сказать, и объяснить это всем, в том числе своей съёмочной группе.

ТОП-5 ФИЛЬМОВ ОТ АННЫ ШУГАЕВОЙ

Короткий метр

Portfolio, реж. Никита ТАМАРОВ

Проклятие, реж. Жора КРЫЖОВНИКОВ

Бешенная балерина, реж. Григорий КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

Взятка, реж. Алексей ХАРИТОНОВ

Восемь, реж. Анна МЕЛИКЯН

Длинный метр

Аритмия, реж. Борис ХЛЕБНИКОВ

Теснота, реж. Кантемир БАЛАГОВ

Географ глобус пропил, реж. Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ

Китайская бабушка, реж. Владимир ТУМАЕВ

Большой, реж. Валерий ТОДОРОВСКИЙ