— Полезно  ли для православного христианина изучать основы других религий? Хорошо  ли, что в разных религиях есть много общего? Почему такое происходит?

Отвечает протоиерей Андрей ЕФАНОВ:

— Ответ насчёт пользы зависит от цели, которую человек перед собой ставит. Если это изучение, которое предусмотрено, например, университетским или школьным курсом, то полезно, конечно, потому что даст представление о том, как и чем живут другие люди, и это позволит вести с ними диалог, а  иногда, если человек достаточно компетентен, и конструктивную полемику. Если человек профессионально занимается религиоведением, он  просто обязан быть хотя бы в общих, базовых чертах в курсе того, что представляют собой другие религии. Если он дипломат, переводчик, торговый представитель и так далее, он тоже должен быть знаком с культурой и религией того региона, с которым работает. В некоторых случаях я даже допускаю, что знакомство с другими религиями может помочь лучше понять свою собственную религию, но тут стоит быть аккуратным. И всё-таки если вы хотите понять христианство, практиковать только христианские духовные и молитвенные практики, — другие религии изучайте сугубо теоретически, ничего не практикуя.

Хорошо ли, что религии имеют общие черты — странный вопрос. Это то, как есть, и всё. Просто констатируем, что есть общие черты. Не всё в мире надо оценивать.

Почему так происходит — вопрос очень широкий, нужно смотреть, о чём конкретно идёт речь. Например, если мы возьмём линию православие-католичество-протестантизм, то понятно, что исторически все развивались от одного Источника, отсюда и общие черты. Если взять православие и ислам в целом, то сходства могут быть объяснены как историей развития ислама (переписанный Ветхий Завет), так и тем, что духовные практики в разных религиях схожи, так как везде они отталкиваются от природы человека, а природа у нас у всех одна. Поэтому, говоря в целом, аскетические традиции различных народов могут быть буквально одинаковы, потому что не так много вещей, которые можно сделать с нашим телом — пост, бодрствование, воздержание, молитва личная и общая... Что ещё? Спектр крайне ограничен. Вопрос в том, для чего это всё делается.