Сырнево, Пальчино, Каменки — сюда отправляют «ссыльных» должников, которые годами не платят за квартиру, а суммы недостачи доходят до полумиллиона рублей. Ещё одно географическое название, которым часто пугают нерадивых квартиросъёмщиков, Башенки — бывший военный городок Сергиев Посад-16, где у администрации Сергиево-Посадского  округа припасено шесть квартир, в которые могут переехать хронические неплательщики. Мы побывали там и узнали, какие условия ожидают переселенцев.

Начало края земли

О некогда процветающей воинской части напоминают лишь развалины — они в лесу, неподалёку от городка. Проезжаем мимо бывшего КПП, сейчас это ничем не примечательная покосившаяся избушка, без должной охраны регулярно страдающая от нападок вандалов. Равно также выглядит контрольно-пропускной пункт на въезде в бывший военный городок. Ехать по дороге хорошо — асфальт ровный, фонари. От большака (трасса А-108) километра два. Добираться до остановки общественного транспорта далековато, тротуара нет, местные ходят по проезжей части.

На въезде в посёлок возвышается облупившаяся бетонная фигура — неизменный Владимир Ильич Ленин, какая воинская часть без него? Памятник сильно обшарпан, на солнце блестит серебрянка. Грустное напоминание о том, что раньше было кому за ним следить

Проезжаем мимо двух панелек — дорога ведёт по направлению к лесу, за которым раскинулось село Ерёмино, до него километра четыре, не меньше. Глушь невероятная. По правую руку высятся диковинные постройки из старых досок, поликарбоната, прочего строительного мусора. Слышим петушиный крик — хибары явно обитаемы. Под навесом, любовно оборудованным каким-то местным автовладельцем, гордо выхаживают два петуха. С любопытством к нам приглядываются куры. Им тут хорошо, сыто и безопасно.

Местный продуктовый магазин. Говорят, всё необходимое есть

Построек становится всё больше, они жмутся друг к другу, подступают к самому лесу. К большей части из них расчищены дорожки. Далее встречаются конструкции посерьёзнее — рядом с гаражом присутствует беседка. Такие люди ставят для отдыха на дачах. Делаем вывод, что именно здесь жители посёлка проводят свой досуг. Машин, кстати, в Башенках много — разных лет иномарки, отечественные авто, то есть народ местный, в общем-то, не бедствует. Постройки сменяются чередой железных гаражей, некоторые из них переоборудованы в подобия дачных домиков.

Связист на связи

«У нас тут тихо. Криминала нет. Машины, конечно, открытыми не оставляем, но в целом здесь безопасно», — рассказывает Валентин Андрейченко.

Пожалуй, лукавит: обилие гаражей говорит об обратном. Очевидно, что местные живут по принципу «дальше положишь, ближе найдёшь». Валентин — старожил. Здесь он живёт более 45 лет. Служил при военной части связистом, но, когда ту расформировали, вышел на пенсию. На заслуженном отдыхе пробыл недолго. Говорит, сейчас служит Родине в другом полку в пятидесяти километрах отсюда. Он связист, а они, как известно, бывшими не бывают.

Мы стоим у внушительных размеров деревянной постройки — это бывший военторг. Окна заколочены, крыша проваливается. Спрашиваем: куда ездят местные за продуктами? Наш собеседник удивляется: «Зачем ездить? У нас он есть». Магазин — небольшая металлическая палатка — стоит неподалёку

На дверях красуется навесной замок: откроется лавка только в 11 утра. Валентин говорит, там есть все продукты первой необходимости: молоко, сахар, соль, мука, консервы всякие. Хватает, говорит, и цены приемлемые. Остальное местные из Загорска привозят. Да, так он и говорит: «из Загорска». Мужчина торопится, он идёт на «хозяйство». Хозяйство — огороженный сарай, за которым присматривает грозная на вид собака. Валентин занимается курами, утками, кроликами. Сам живёт в квартире. «Когда взрыв газа у соседей случился, это в 2017 году было, никто мне не помог. Тогда сын дома был, он спасал пострадавших. Сам тоже пострадал, кстати. Потом его наградили за это. У нас дверь вышибло, много чего повредило», — вспоминает Валентин.

Дальше говорим о безопасности. Бывает ли в Башенках участковый? Валентин говорит, они сами себе охрана: у каждой квартиры в трёх домах есть глаза и уши. А участкового не видели, нет. Но врачи молодцы, говорит, скорая помощь доезжает. Минут 20 с момента вызова. Это норматив.

124 квартиры насчитывается в Башенках. Шесть из них принадлежат муниципалитету

В Башенках очень тихо, на улицах — никого. Что-то в этом всё же есть. И быт у местных налажен — есть спортивная и детская площадки, есть очень небольшой футбольный стадион (какой-никакой, но с воротами и лавочками для болельщиков).

У местных мужчин, судя по обилию гаражей, мини-дачек и курятников, дел выше крыши даже зимой. Женское население трудится в теплицах. Жизнь идёт своим чередом. Пьяных маргиналов на улице мы не заметили. «Не обидно, что Башенками пугают людей? Что переселят сюда, если не заплатят за жильё?» — спрашиваем. «Очень обидно. Городок жил хорошо. Да и сейчас нормально», — Валентин удаляется к курам и кроликам.

Добровольное «гетто»

Жилой фонд, чисто визуально, чувствует себя относительно неплохо. Обслуживает его ООО «ЖКЦ». Эта УК неплохо представлена в округе — под ней Пересвет, Марьино, Шеметово и даже Троицкая слобода. Говорят, в прошлом году в Башенках перекрывали крыши, поэтому особых коммунальных проблем здесь нет. К одному из подъездов подведён пандус. Он правильный: угол наклона позволяет без особых усилий закатить детскую или инвалидную коляску. Видеть такое приятно.

Тем не менее, беда с платёжной дисциплиной есть и здесь. Местные недоплатили за услуги ЖКХ более трёх миллионов рублей. По миллиону на каждый многоквартирный дом — это много. Большая часть квартир находятся в собственности: взыскивать долг с хозяев УК может через суд.

Из 124 квартир шесть принадлежат муниципалитету. Их легко опознать — даже снаружи выглядят сиротливо. Но в скором времени у них могут появиться хозяева: две семьи, сильно задолжавшие за свет, воду и газ, должны покинуть прежнее жильё в самое ближайшее время.

Можно ли считать переселение сюда наказанием? Важно осознать, что если нет другого жилья, выбраться из Башенок станет архисложной задачей. Осознание конечной точки — это очень жестокий приговор.

Евгения НИКОЛАЕВА

Фото Светланы ВОЛОДИНОЙ

Читайте нас в телеграм-канале https://t.me/vperedsp »