Хомяково стоит на оживлённой трассе, которую в народе принято называть «дмитровкой». Многие из нас проезжают село без остановки: «На что там смотреть?» И совершенно напрасно. Мы расскажем, почему стоит притормозить у магазина в центре, прогуляться по улочкам с ласковыми названиями и заглянуть в местный храм.

Люди, знаки, остановки

Скажем честно: инфоповод, из-за которого мы поехали в Хомяково, довольно тривиальный — местные жители просят безопасных дорог. Центральная улица в селе — Ерёминская — в летний период напоминает автобан, из-за чего всё население опасается за собственные жизни и за домашних питомцев.

Староста Ольга не может рассказывать о происходящем без эмоций. «Мы покупали здесь землю в 2007 году. Тогда здесь было очень тихо, думали, что село умирает. Потом начали рождаться дети, сейчас их в Хомякове двадцать шесть. В школу ездим на детском автобусе, с этим всё хорошо, мы довольны. Но вот если проедете дальше по этой дороге, то упрётесь в частный пруд, где платная рыбалка. Летом здесь рыбаки летают на своих авто, ездят даже пьяные. Однажды чуть не сбили мужа, он едва успел увернуться. А сколько домашних кошек передавили — не счесть!» — рассказывает староста.

По её словам, сейчас стало ещё хуже: тротуара в селе нет, ходить приходится по проезжей части.

Люди требуют усилить контроль со стороны ГИБДД, поставить знак ограничения скорости, запрещающий движение быстрее 20 км/час, а также оборудовать проезжую часть искусственными неровностями

«Ждём от инициативной группы или старосты обращения на имя главы городского округа с просьбой установить искусственные неровности, вопрос будет вынесен на обсуждение комиссии по ОБДД», — сообщил начальник отдела транспорта и связи администрации округа Дмитрий Карушин, которому мы переадресовали вопрос.

Не чувствуют себя в безопасности жители Узкой и Укромной улиц. Когда-то путь до остановки общественного транспорта можно было сократить через центр села, но не так давно дорогу перегородил… дом. Участок земли каким-то образом оказался в частном владении, жители теперь вынуждены ходить в обход — а это более 1,5 км, либо сокращать путь на 700 метров, шагая вдоль трассы.

Людмила Михайловна Харитонова — пенсионерка, имеет вторую группу инвалидности. До остановки идёт с палочкой, иначе никак. «Плохо очень, снега много, идти сложно. Если бы нам оборудовали остановку на въезде со стороны улицы Укромной, это бы многим облегчило жизнь. По дороге ходить страшно, фуры идут одна за другой», — говорит женщина.

А вот с этим сложнее. Всё дело в том, что Хомяково стоит на федеральной трассе.

Как пояснили в администрации округа, по нормам, установленным законом, в этом случае остановки общественного транспорта должны быть оборудованы не менее чем через три километра друг от друга

Расстояние от этой части села до центра, где уже есть остановочный комплекс и пешеходный переход, 800 метров. Жители просят рассмотреть возможность оборудовать для заезда автобуса «карман» и организовать остановку по требованию.

К сожалению, федеральный закон запрещает и это тоже. Впрочем, люди не теряют надежды и планируют обращаться с этой проблемой к народным избранникам.

От окраины к сельпо

Если опустить за скобки эти проблемы, жители Хомякова своё село очень любят. Нина Ивановна Сухолецкая переехала сюда из Калининграда. «Кругом лес, воздух очень хороший. На родине очень влажный климат в это время, а здесь дышится легко», — говорит она.

Мы идём по сельским улочкам. Они, действительно узкие, двум авто не разъехаться. А вот местная «архитектура» весьма любопытна. «Здесь живёт один столичный прокурор. Видите, какую спортивную площадку себе построил?» — ведёт нас гид в лице Людмилы Михайловны. — Вообще, мы тут очень дружно живём. И множество водоёмов — бесплатных, где вполне можно рыбачить и купаться».

От окраины движемся к центру, который можно таковым считать только благодаря сельмагу. Магазин № 21 любят дальнобойщики: продукты здесь всегда свежие. Хлеб сюда возят из частной пекарни в Сергиевом Посаде и из Переславля. При этом можно найти и ретро-эксклюзив. «У нас есть кусковой сахар — помните, бабушки с таким любили чай вприкуску пить?» — улыбается нам продавец Ольга Владимировна. По её словам, летом в магазине очень оживлённо, сейчас в Хомякове зимуют человек шестьдесят.

Хомяково — «последний из могикан»: село до сих пор не захвачено супермаркетами. Магазин вполне благополучен благодаря оживлённому трафику. Зато транспорт, в виде фур, очень вредит местному храму.

Смотритель Александр

Храм иконы Казанской Божией Матери скромен, но торжественен. Небесно-голубого цвета, он словно парит над землёй. Здесь благословение получают те, кому предстоит отправиться в долгий путь. Его настоятель — протоиерей Лев Шихляров — прихожанами очень почитаем.

«Он проницательный, глаз у него намётанный: сразу понял, что мы приезжие. Атеистами мы были. Пришли в церковь, что называется, посмотреть. А отец Лев тогда сказал, что с нами нужно «серьёзно поработать». У нас самый лучший батюшка», — рассказывает Нина Сухолецкая.

Да, люди так и говорят: настоятель внимателен к чаяниям прихожан. И утешит, и советом поможет. Мол, возвращаешься от него домой — настроение благостное, на душе спокойно.

Во время нашего визита священника на месте не оказалось. Говорят, при нём находятся сразу несколько храмов, а потому присутствовать в Хомякове постоянно он не может. «Познакомьтесь с ним позже, это обязательно нужно сделать», — рекомендует местный житель Александр. При храме мужчина служит почти 17 лет. Судьба его печальна, но, если бы не протоирей Лев Шихляров, всё могло быть гораздо хуже.

«Он забрал меня из детского дома в Воскресенске. Моих родителей убили, а квартиру подожгли. Меня под окнами обнаружили пожарные», — рассказывает он. С тех пор Александр находится почти безотрывно при храме: он и охрана, и коммунальная служба. Когда-то был женат, но, увы, не сложилось. Воспитанник вернулся в родные пенаты.

«Раньше к нам люди больше ехали. А теперь и крестят редко, и хоронят. Кладбище закрыто, можно только подхоранивать», — рассказывает он.

В прошлом году Александр обновил фасад здания. Красил вручную, сам. Сколько краски ушло, даже не считал. Много.

 «Всё у нас хорошо. Только фуры мешают. Курсируют туда-сюда, а по стенам храма уже трещины идут. Это очень плохо», — рассказывает он

За старым кладбищем бьёт родник. Александр сетует, что его нужно приводить в порядок — что-то там не так с бетонными кольцами, а так и окунаться можно, и воду набирать. Вода вкусная, говорит, хорошая. На Крещение к источнику пробивали дорогу, но сейчас её снова засыпало снегом, так, что не подойти. Решаем, что обязательно вернёмся сюда на Пасху.

Проторенные маршруты типа Радонежа или Гремячего ключа, без сомнения, прекрасны, но это туристическое направление, где всегда людно. Если же душа требует благостного спокойствия — рекомендуем посетить храм в Хомякове. Не разочаруетесь.

Евгения НИКОЛАЕВА

Фото: Светлана ВОЛОДИНА