Прошедшая акция «Ночь искусств» познакомила сергиевопосадцев с необычным музыкальным инструментом — 48-струнными перекрёстными гуслями, которые изобрёл Давид Локшин, один из самых известных гусляров XX века. Про эту диковинку с двумя рядами струн говорят, что она заменяет оркестр или как минимум преодолевает ограничения, присущие обычным гуслям.

Одна из нескольких «ночных» площадок открылась в библиотеке имени В. Розанова, и гусельный концерт это далеко не единственное, что приготовили культурные учреждения города для ежегодной акции. Напомним: раз в год каждая организация-участник старается за несколько часов поделиться самым интересным из своей работы или позвать необычного гостя. Обычно вживую, но на этот раз снова онлайн.

Связь с посетителями держали через соцсети: выкладывали заранее записанные программы, выходили в прямой эфир и даже ответы на вопросы викторины принимали там же, в комментариях.

Вот пример. Один из вопросов, который задал Сергиево-Посадский музей-заповедник, касался знаменитой картины «Мона Лиза». С полотна Леонардо убрали главную героиню и предложили узнать произведение в таком виде. И это не просто забава, как может показаться: искусствоведы находят скрытые смыслы в каждой детали бессмертной работы. Были и вопросы, касающиеся нашего города, — кто, например, вспомнит, чему посвящены памятные доски на входе в Троице-Сергиеву лавру?

Музей на полную использовал возможности, которые дают выставки, открытые в эти дни. Выставка летописца нашего города середины прошлого века Марии Ломакиной в Главном корпусе СПГИХМЗ стала площадкой, где зрители онлайн сопоставили Сергиев Посад, который они знают, с тем, каким его увидела художница.

Библиотека им. А. Горловского открыла своё лицо. Сотрудники библиотеки — как те, которые общаются с посетителями в читальном зале, так и работники библиотечного закулисья — присоединились к всероссийскому марафону «Читаем Достоевского вместе». Для прочтения они выбрали и известную классику, и строки из писем, до которых дотянется не каждый книголюб.

Все эти усилия не должны пройти зря, ведь цель у акции простая — рассказать о людях культуры с новой стороны, поддержать интерес к творческой жизни города и в целом помочь перевести классику на язык наших дней. И вот ещё деталь, которая делает великое более близким и понятным современному читателю: гонорар Достоевского за «Идиота», напоминает по случаю библиотека, составил 7000 рублей, и на эти деньги тогда можно было в общей сложности купить дубовую рощу в Рязани, четырёхместную коляску, 10 двухаршинных комодов, столько же зеркал в рамках из красного дерева, 10 пудов анисового мыла и ещё осталось бы немного на мелочи в виде 30 бутылок американского рома или 10 пудов английского сыра.