Заведующая отделением анестезиологии и реанимации Сергиево-Посадской районной больницы Ольга Дуванова боролась с коронавирусом в этом качестве до самого ухода в декретный отпуск... Отдыхать три года не захотела. Досрочно вернулась в коллектив, чтобы дальше вытаскивать с того света на этот тяжёлых больных, которых в наш стационар свозят со всего Подмосковья.

Отважная героиня нашего материала родилась в Черкесске, в семье из медицинской династии, которая продолжается по женской линии. Окончила Ростовский государственный медицинский университет. В реаниматологию пришла из терапии, аргументируя свой выбор тем, что в современных реалиях реаниматолог — отнюдь не узкопрофильный специалист, которому требуются также знания из других областей медицины. Все эти навыки пригодились в борьбе с врагом человечества № 1, терроризирующим планету два последних года.

«Когда погибли наши первые коллеги, мы поняли, что наша жизнь никогда не будет прежней», — рассказывает Ольга Дуванова.

К вирусу сергиевопосадские доктора были морально готовы, видя, что творилось в Европе и Китае, но не до такой степени. Настоящее осознание медицинской катастрофы случилось, когда от инфекции начали умирать врачи. Анестезиолог-реаниматолог медсанчасти № 94 ФМБА Сергей Борисов стал одной из таких жертв в нашем городском округе.

«Все помнят тот день, когда вирус появился, как тщательно мы одевались в защитные костюмы. Но в итоге переболели все, кто мог, включая меня. Сейчас все относятся гораздо проще, потому что привились».

Изначально, когда вирус только появился на горизонте Районной больницы, медиков обнадёживали. Превращение РБ в опорный пункт борьбы с осложнениями COVID-19 случилось скорее стихийно и спонтанно. Многие медики откровенно боялись пандемии. Укомплектовать отделение специалистами было нелегко. Кто-то уходил в отпуска обдумать ситуацию. Тем, кто оставался, приходилось несладко. До того, как врачей «красной зоны» изолировали, коронавирус был принесён в семьи.

«Вирус, которым переболела я, был немного другим. За счёт беременности я перенесла его проще».

Ольга Алексеевна считает, что ей повезло. Нынешний дельта-штамм гораздо серьёзнее поражает женщин в положении, чем его базовая уханьская разновидность, вызывая осложнения вплоть до гибели плода. Также доктор Дуванова утвердительно ответила на вопрос о необходимости прививок для беременных женщин и кормящих матерей (свежая рекомендация Минздрава разрешила вакцинироваться и этой категории населения).

«Я не могу рекомендовать другим женщинам поступать так же, как я. Принимая решение о работе в «красной зоне» я руководствовалась тем, что это был второй триместр беременности, и плод был защищён плацентой».

Рисковала заведующая серьёзнее, чем можно себе представить. Родившийся мальчик был её первым ребёнком. Потомственному врачу пришлось поставить на одну чашу весов собственное будущее, на другую — профессиональный долг. Судьба распорядилась так, что клятва Гиппократа не навредила семье. Ольга Дуванова вышла на работу спустя год после рождения сына.

«Больше рискуют по-прежнему непривитые люди среднего и пожилого возраста, страдающие сосудистыми патологиями и сахарным диабетом».

Статистика стационара, может, не самая репрезентативная, поскольку охватывает тяжёлые случаи со всего региона, но по-своему ужасающая. Ежесуточно на глазах сергиевопосадских врачей погибают по 8-11 человек, о чём говорят открытые источники. Но повод для сдержанного оптимизма есть. Молодых и непривитых на ИВЛ почти нет. Летальный исход среди вакцинированных единственный — погибла женщина с лейкозом.

«Коронавирус коварен тем, что он совершенно непредсказуем».

Арифметически предсказать траекторию болезни совершенно невозможно. Больные с лёгкими, поражёнными на 100 %, умудряются выкарабкаться, в то время как состояние людей с 25 % может планомерно ухудшиться вплоть до летального исхода. Пациенты, с которыми Ольга Дуванова и её коллектив видятся не впервые, тоже есть.

«Мы с коллегами злимся на антипрививочников. Потому что из-за них у медиков «красной зоны» по-прежнему очень много работы».

Среди сергиевопосадских медиков довольно много сторонников обязательной вакцинации и самых жёстких ограничительных антиковидных мер. Почти никто не скрывает свою позицию от общественности, что неудивительно: десяток летальных исходов в день формируют более радикальное отношение к проблеме.

Около 100 случаев COVID-19 в нашем округе в сутки

Сергей РУНЬКО

Фото Светланы ВОЛОДИНОЙ