Почему художнику, гуляя по улицам, важно смотреть по сторонам, и что поможет прекратить затянувшуюся паузу в творчестве? Рассказывает Анастасия САБАДАШ — автор выставки, открывшейся в Хотькове

ИДУ И ВИЖУ

Однажды я поняла, что всё прекрасное, что есть вокруг, замечаешь только тогда, когда идёшь пешком. Из окна машины эта красота проявляется в общих цветах и очертаниях, и мне не хочется терять её из-за суеты.

Точно так же, медленно, я люблю писать картины, проживая каждый предмет, каждую деталь. Это похоже на чтение: когда работаешь, в голове часто крутятся образы из книг, а читать я люблю вдумчиво, представляя атмосферу. Прочитанное — как долгий фильм, и потом эта атмосфера переходит в картину.

Но в какой-то момент мне захотелось сменить темп, стало интересно попробовать себя в бизнесе. Началось с одной кофейни в Хотькове, а теперь мы развились в сеть, и их стало пять. Когда я думала об идее бизнеса, хотелось, чтобы в городе появилось что-то для таких как мы, художников. Мы же весь день в творчестве, мы мало общаемся друг с другом, да и с людьми вообще. А тут у нас место встречи — пришёл, попил кофе, поболтал, мозги перезарядил и идёшь дальше.

Это меня очень сильно увлекло, но времени на творчество оставалось всё меньше. К тому же я сломала руку, и так или иначе из-за этих событий последние несколько лет я почти не пишу новых работ, и теперь мне хочется вернуться в творчество. И чем же вдохновляться? Например, я часто обращаю внимание на архитектуру. Пейзаж, архитектура, загородная жизнь — это именно то, что меня вдохновляет.

«Первый снег» и «Маки»

ХОТЬКОВО ПОДСКАЗАЛО

Недавно кто-то сказал, что на моих картинах часто встречаются дома. Когда-то я училась в архитектурном классе при московской художке, но для меня эти годы стали настоящим мучением. Класс был с возможностью поступления в МАРХИ, дети там занимались с первого класса, а я пришла в шестом, догоняла их, приезжала четыре раза в неделю, клеила макеты, не сдала какой-то летний пленэр, и в итоге ушла.

Так что есть ли тут какое-то объяснение того, что на моих картинах дома появляются так часто? Большой соблазн написать, что есть, но по факту — не знаю.

Но эта тема мне всё равно близка. В Хотькове люблю кварталы начала прошлого века, двадцатых годов, деревянные дома с резьбой недалеко от того места, где я живу, на Комякинской улице, по дороге к монастырю. И, конечно, очень нравится архитектура самого монастыря — он создаёт настроение всего города.

Я не коренная жительница Хотькова. У нашей семьи и раньше был дом в Тарасовке, а потом мамин брат поехал ещё дальше от Москвы, и тогда Хотьково казалось мне каким-то очень-очень далёким местом. А потом понравилось: выходишь из электрички, и с платформы кажется, что Москва накрыта куполом, и там людям не хватает воздуха, а здесь, в Хотькове, — пространство, где можно дышать. Для меня Хотьково не столько город, сколько очаровательный частный сектор среди красивого пейзажа. Мне нравятся горы, горки и вообще перепады высот, та же гора Орлёнок, поле перед монастырём — я много времени проводила там.

«Покровская сова»

ИДЕИ ПРИХОДИЛИ ИЗ НИОТКУДА

С детства мне хотелось заниматься мультипликацией, и гдето до сих пор лежат раскадровки мультиков. Я могла придумать целый сценарий, идеи тогда приходили сами, из ниоткуда.

Точно так же однажды пришла идея «Покровской совы» (одной из самых узнаваемых работ художницы. — Ред.) Я ехала на концерт гитариста Ивана Смирнова, читала книжку, — и бац! — в голове образ совы как пятно. Я его быстро набросала, а потом он много лет жил в виде идеи, и всё это время внутренний голос говорил: «Надо сделать, надо сделать».

Да, я пишу повторы картин, перерабатываю их, получаются ремиксы, если так можно выразиться. Каждый новый вариант я стараюсь сделать лучше, чем прежний. Очень переживаю, не будут ли ревновать те, кто уже купил, скажем так, оригинал — я знаю, что они следят за мной, и кто знает, что они думают.

Иногда вообще трудно предугадать, как отзовётся твой труд. На днях я делала фриз для проекта в программе «Дачный ответ» — мы с ними работаем не в первый раз. Фриз выглядит как декоративная лента-орнамент под потолком. Это был большой проект, почти на две недели работы, но в итоге в эфире показали всего несколько секунд.

И так почти всегда — зрителю кажется, что работа сделана за две минуты, а на самом деле мало кто знает, столько нервов потрачено.

Но мне работа на телевидении важна, это и самореализация, и пиар, и просто приятно заявить о себе. А как ещё художнику жить? Неужели закрыться дома и ничего не показывать? У меня тоже есть такое стеснение, желание не выпендриваться, скажем так. Есть ощущение, что если выставишь всё напоказ, то получится слишком пафосно и навязчиво.

Я первая в семье, кто начал рисовать. Желаю ли я своему сыну такого же будущего? Нет. Главная причина в том, что художнику жить сложно — и финансово, и психологически. И вообще хотелось бы, чтобы сын помогал людям и был им опорой, а художники почти все фантазёры и воздушные создания. И я такой же себя чувствую, кстати.

Выставка Анастасии Сабадаш «Мир в красках» продолжается в хотьковском Центре Елизаветы Мамонтовой.

«Павлин»

«Диптих июль»

«Прогулка»