Одна выбрала школьный кружок, уйдя из покорительниц космоса, другая пыталась строить процветающий бизнес, но выбрала горящие глаза первоклашек, наконец, третья предпочла передавать детям знания физики, покинув агонизирующий ЗОМЗ. В День учителя поговорим о тех, кто решился стать педагогом, найдя себя до этого в других профессиях.

Полина ХОВРАЧЁВА: Через тернии в школу

Учитель робототехники с известной в Сергиево-Посадском городском округе фамилией начинала карьеру в ракетостроении. Может, и покоряла бы космос дальше в качестве инженера расчётного отдела теплозащиты деталей двигателей ракет и пусковых контейнеров одного из подмосковных предприятий, пока не случилось роковое испытание, длившееся несколько часов. Оно спровоцировало астматический приступ, после которого Полина была вынуждена «завязать» с ракетами.

Альтернатива нашлась внезапно и вдруг. Девушке предложили учить детей программированию роботов. Как раз в это время Полина закончила магистратуру по сложному направлению энергоэффективности в машиностроении, которая позволяла преподавать в колледжах и вузах, но дело предстояло иметь со школьниками.

«Первое впечатление от педагогики — это восторг. Мне понравилось взаимодействовать с детьми. Я увидела, что программировать с одинаковой вовлечённостью и успехом могут второклассники и восьмиклассники. Единственное, младших останавливала низкая скорость печати. Мы начали учить раскладку клавиатуры и начали заниматься в школе № 1, затем в школе № 16 и лицее № 24. Всего по району я обучала 124 ученика в шести группах»

Специализация оказалась на удивление востребованной. В округе даже появилась конкуренция. Желающих заниматься хватило на целый фестиваль, где, помимо учеников Полины Ховрачёвой, соревновались воспитанники «Юности» и васильевские «Звёздные ребята» из школы STAR KIDS. В прошлом году ученик богородской шестнадцатой школы Захар Бочков обошёл всех на городских соревнованиях и поехал в парк «Патриот», где успешно играл в робофутбол с единомышленниками из других районов.

Учить приходится не только детей, но и будущих конкурентов. В прошлом году, например, Полина подготовила двоих педагогов из хотьковской школы № 1. Практика передачи опыта другим преподавателям робототехники будет продолжаться и в этом учебному году.

А ещё робототехника оказалась тем самым направлением, которое ничуть не пострадало от перехода на удалёнку. Занятия в режиме «онлайн» позволяют педагогу оставлять комментарии и наглядно показывать на экранах ошибки в программировании.

«Я хочу их научить не только собирать роботов в удовольствие, но и зарабатывать своим умом. В прошлом году, например, меня попросили сделать модуль голосового управления светом в промышленном цеху».

Помимо робототехники, Полина занимается журналистикой и программированием, что позволяет педагогу поощрять из собственных средств своих лучших учеников.

Наталья БЕЛЕВИЧ: Дети дороже денег

Она мечтала стать педагогом с раннего детства, ставила оценки за четверть куклам, вела журналы, но отец сказал «только через мой труп», ссылаясь на безденежье советских учителей. Планы пришлось отложить в долгий ящик. Отучиться на факультете мировой экономики в престижном столичном вузе, выйти замуж, родить троих детей, помогать супругу создавать салоны сотовой связи. Дальше была попытка открыть магазин детской одежды, полное разочарование в сфере торговли, второе высшее образование в шолоховском пединституте и окончательный уход в педагогику.

Мечта сбылась только в 29. Иные к этому возрасту имеют высшую категорию. Наталья Ивановна делала первые шаги в роли педагога-организатора в родной школе № 18, спустя год взяла первый класс.

«Меня привела в школу мой вузовский преподаватель, Наталья Николаевна Пашинская, по совместительству завуч моей школы. Поэтому никакого страха, никаких трений при попытках влиться в коллектив не было. На Ферме я прожила всю жизнь, проучилась, там же работает моя лучшая подруга. С точки зрения адаптации всё сложилось здорово, — рассказывает о первых шагах героиня, выбравшая педагогику»

Сначала были иллюзии, что свободного времени на семью в школе будет больше, но жизнь всё расставила по местам. Работать пришлось круглосуточно — внеурочка, планирование и 30 самородков на первом плане, отодвигающих на второй все остальные интересы. С другой стороны, моральная отдача от работы с детьми была гораздо выше, чем от предпринимательства.

Несмотря на поздний приход в профессию, Наталью ждали карьерные перспективы. Школа № 18 делегировала её в «школу завучей», чтобы вырастить готового менеджера от образования. Удалось даже поруководить какое-то время начальной школой и детсадом в Пересвете. Но лишь для того, чтобы снова понять: административная карьера, как и бизнес, не её сферы.

«В сентябре этого года я снова вернулась в школу. Чтобы видеть детские глаза, а не закапываться в бумажках, разруливать коллизии с персоналом. Теперь ни за какие деньги, ни за какие обещания и коврижки я не уйду из класса, пока здоровье будет позволять. Потому что уроки — то, ради чего хочется сидеть с тетрадками, конспектами и бежать на работу».

Особенно вдохновляют Наталью Белевич успехи первых выпускников, которые уже стали десятиклассниками. Кто-то ушёл в Физматлицей, кто-то в гимназию Ольбинского и обещает вырасти в хорошего студента и специалиста.

P. S. Современных детей Наталья считает классными.

Людмила КАНДАЛИНЦЕВА: Жизнь через новую оптику

Десять лет на ЗОМЗе, ещё более четверти века с указкой у доски в школе № 21, той самой, которую в этом году на высшем уровне пообещали избавить от второй смены. В середине 80-х годов инженер оптико-электронного приборостроения одного из флагманских предприятий Загорска Людмила Леонидовна Кандалинцева и подумать не могла, что в дальнейшем ей придётся столько лет посвятить обучению старшеклассников. Хотя в юности её стращал математик, мол, не пойдёшь в пед — здороваться с тобой перестану. Пришлось школьному манипулятору, наверно, брать свои слова назад, поскольку жизнь распорядилась по-своему.

«Как инженер ты лучше понимаешь, что нужно рассказать и что дать ребятам, которые выбрали техническое направление. Это помогает им в дальнейшем. Закончив технический вуз и поработав на заводе, учишь их немного по-другому». Людмила Леонидовна разрабатывала фотометрические приборы в профильной лаборатории. Соответственно, как только начинается изучение оптики, учитель с индустриальным прошлым чувствует себя как рыба в воде и может рассказать детям гораздо больше иных кандидатов наук.

Роман с педагогикой инженера Кандалинцевой сложился довольно легко. 1993 год, уже пережив сложный период расставания с ЗОМЗом, который сменила работа в детском саду.

Людмила Леонидовна узнала, что в школу требуется учитель физики, и предложила свои услуги.

«Перестраиваться с лада производственного на педагогический было не так трудно. Когда понимаешь, что детям это нужно, они тебя понимают, и ты понимаешь. Когда видишь заинтересованность — общий язык находится моментально».

Физику, по мнению педагога-ветерана, в 90-е дети любили чуть больше, чем нынешнее поколение. Но обвинять поколение «зумеров» в прохладном отношении к точным наукам она не склонна. Приоритеты у страны поменялись, с ними поменялись и потребности детей.

А ещё героиня утверждает, что, случись с ЗОМЗом какой-то ренессанс году эдак в 1998-1999-м, она бы на завод не вернулась. Свою миссию Людмила Леонидовна видит в том, чтобы кто-то из ребят выбирал технический профиль и шёл поднимать науку и промышленность. В планах у педагога проработать как можно дольше.

P.S. Людмила Леонидовна позиционирует себя в качестве непубличного человека, отказавшись от фотосессии, что, впрочем, не помешало ей поделиться своей историей и, может быть, стать для какого-нибудь страдающего профессиональным выгоранием инженера примером для карьерной и жизненной перезагрузки.