За долгие годы представители серебряного возраста прошли через огонь, воду и медные трубы, они помнят события, о которых молодёжи доводилось читать только в учебниках истории. И несмотря ни на что, продолжают сохранять бодрость духа и жажду жизни. В преддверии Дня пожилого человека, который традиционно празднуется в первый день октября, представители старшего поколения рассказывают нам о секретах их оптимизма и жизнелюбия.

«Искусство старость победить»

С Раисой Николаевной Дудиной мы встречаемся в отделении дневного пребывания реабилитационного центра «Оптимист» в здании управления соцзащиты. Здесь она завсегдатай, душа компании и всеобщая любимица. Вяжет, плетёт украшения из бисера, рисует, декламирует стихи.

«Почему-то у людей сложилось впечатление, что мы сюда ходим только обедать, — говорит Раиса Николаевна. — Совсем нет. Здесь много всего интересного: к нам приходят работники музеев и библиотек, историки, краеведы, музыканты. Очень интересно слушать лекции Ольги Солнышкиной, директора центра. У нас такой девиз: «Не искусство старым быть, а искусство старость победить». И соцзащита нам в этом помогает».

В свои 81 пожилая женщина по-прежнему очаровательна и элегантна: в ушах топазовые серьги, на груди брошь с «Неизвестной» Крамского, глаза накрашены, ногти покрыты розовым лаком. Кокетливо улыбается комплиментам по поводу своего внешнего вида.

«Это у меня от мамы, она нас всех научила форсить, — говорит Раиса Николаевна. — Жили мы по-всякому, но жизнь всегда брала своё. Помню, телогрейку купит, перед зеркалом крутится. Хлястики утягивает, плечики подшивает. В моём возрасте заботиться о себе бывает непросто. Но я почти каждый день сюда прихожу, а потому и в зеркальце лишний раз посмотрюсь, и прическу сделаю, и ноготочки накрашу».

Родилась и выросла Раиса Николаевна в Загорске. Училась в школе имени Рабоче-крестьянской Красной армии (теперь в этом здании гимназия им. Ольбинского. — Ред.). Училась хорошо, по родительским наставлениям старалась дружить с отличниками

Помнит, как мама часто говорила: «С хорошим человеком пообщаешься, как медный грош о серебро потрёшься, и сам за гривенник сойдёшь».

28 лет проработала в училище, готовила поваров. Ребята всегда были неплохие, относились к преподавательнице тепло и с уважением. И Раиса Николаевна старалась быть им полезной, учила уму-разуму, заставляла читать и учить стихи наизусть.

В браке с мужем счастливо прожили 47 лет. Сейчас, когда дети выросли и обзавелись своими семьями, дома иногда бывает одиноко, но Раиса Николаевна не обижается. Дети у неё хорошие, просто у них много работы. «У меня сердце нездоровое, — говорит. — После смерти сына пережила шесть операций, два инсульта. Когда последний раз мучилась с приступами, второй сын предложил в шутку: «Мам, ну пошли с нами жить? Ты же не захочешь. У тебя четыре шкафа, и все заполнены одеждой. Я не могу тебе таких условий предоставить. Хочешь, я к тебе приду жить? Но я иногда по три часа футбол смотрю. Не думаю, что ты такое одобришь».

Раиса Николаевна с гордостью рассказывает о двух своих внучках и правнучке, которой скоро исполнится двенадцать. У пожилой женщины есть мечта — дожить до её свадьбы. Да и вообще прожить как можно дольше и как можно интереснее.

«Знаете, в моей семье все оптимисты по натуре, — улыбается Раиса Николаевна. — Мы никогда не существовали, всегда жили. И я до сих пор ценю каждый день. Кто лихо не видел, они не ценят. Жить хорошо, а туда ещё успеем».

«В 88 я ещё соревновалась»

Татьяна Фёдоровна Амелина — худенькая разговорчивая женщина с голубыми глазами. Маленькая, улыбчивая. Из-под кофточки выглядывает вышитый воротничок, на голове — белый вязаный берет. Увидев в моих руках камеру, спешит сменить его на более праздничный розовый. Поясняет: «Я эти береты сама вяжу. У меня их восемь штук»

Родилась Татьяна Фёдоровна в 1929 году, за год до переименования Сергиевского посада в Загорск. Всё детство вместе с мамой, братьями и сестрой жила в Лавре. Как и у многих людей её возраста, одни из самых ярких воспоминаний пожилой женщины связаны с Великой Отечественной войной.

«Когда началась война, мама была партийная, — вспоминает долгожительница. — В тот день она поздно пришла с работы, дала нам с братишкой денег и сказала скупить всё, что будут продавать. Неизвестно, сколько будет длиться война, всё пригодится. Мы пришли в магазин, а на прилавках только кофе в бумажных пакетах и больше ничего, пусто. Мы и набрали кофе на все деньги. Мама наловчилась заваривать его несколько раз, пока горечь не уйдёт, а из оставшейся гущи пекла лепешки. Ими в голодные годы и питались».

Во время войны Татьяна Фёдоровна работала на Трикотажной фабрике, вязала для солдат подшлемники. Работы было так много, что времени на сон не оставалось. Здесь же вязали специальные варежки для солдат, в которых большой и указательный пальцы оставались свободными, чтобы удобно было стрелять

«В семье нас было четверо: я, сестра и два брата. Сестра училась в педагогическом институте, один из братьев — в архитектурном. Второй брат в институт не захотел, пошёл учиться шить сапоги. Две пары успел сшить и в этих сапогах ушёл с товарищами на фронт. И никто из них не вернулся. И отец наш тоже на войне погиб».

А потом с трепетом вспоминает, как в День Победы жители Загорска плакали и выбегали на улицу.

После войны жизнь Татьяны Фёдоровны закрутилась. Она с нежностью говорит о муже, рассказывает, как они катались на коньках на стадионе «Спартак», на месте которого сейчас стоит торговый центр «Счастливая 7я». Затем появились трое детей — два сына и дочь. А следом внуки и правнуки. Младшенькой недавно исполнилось три года.

«Я всю жизнь работящей была, за любую работу хваталась и никогда не жаловалась, — говорит Татьяна Фёдоровна и показывает натруженные руки. — Шила, вязала, дрова на санях возила. Работала нянечкой при детском саде, а в последние три года перед пенсией — на проходной ЗОМЗа. И жизнь всегда очень любила».

Жажда жизни в этой пожилой женщине с возрастом меньше не становится. Она продолжает вязать, увлекается оригами, любит гулять. В 80 лет плавала на состязаниях по многоборью, в 88 принимала участие в соревнованиях по скандинавской ходьбе. На протяжении нескольких лет Татьяна Фёдоровна ездит из Сергиева Посада в отделение дневного пребывания центра «Оптимист», расположенное в Краснозаводске. Здесь долгожительнице удаётся и потанцевать вволю, и позвоночник размять, и с хорошими людьми пообщаться. «Мне всю жизнь больно везло с людьми, — замечает она между делом. — Не знаю почему, может потому, что я разговорчивая такая?»

В «Оптимисте» Татьяну Фёдоровну называют человеком-огоньком. Угостит леденцом, обнимет, скажет доброе слово. И никогда не пожалуется на самочувствие, всегда в хорошем настроении. Даже о тяжёлых временах вспоминает с улыбкой.

«Пожить, знаешь, очень хочется, — признаётся Татьяна Фёдоровна уже под конец разговора. — Я страсть, как жить люблю. С тех пор, как мне исполнилось 90 лет, постоянно твержу себе: «Ещё бы пяток годочков хотя бы, ещё бы пяток годочков». И вот уже 92 будет в ноябре. Глядишь, протяну».

Елена БАДАЛЯН