В понедельник, 30 августа, в топонимической карте Сергиева Посада произошли изменения: улица Алексеева, расположенная на Гражданском посёлке в 300 метрах от Лавры, переименована в улицу Лётчика Алексеева. В этой связи уместно вспомнить, кем был Анатолий Дмитриевич Алексеев, какое отношение он имел к Загорску и какой след оставил в истории.

Н аш герой родился в 1902 году в городе Ломжа на территории Царства Польского (входившего тогда в Российскую империю). Но уже в раннем детстве переехал с семьёй в Сергиевский посад. Отец, скромный железнодорожный служащий, решил, что в нашем городе жить будет лучше и комфортнее: хоть и провинция, но не глухая, Москва рядом, работа есть, детям можно дать образование.

Анатолий не подвёл отца: успешно окончил Сергиевскую мужскую гимназию, а затем — радиокурсы Электроакадемии, располагавшейся тогда в стенах Троице-Сергиевой лавры. Лётному мастерству учился вдали от дома, в Севастопольской морской лётной школе. В этом деле он явно преуспел: в возрасте 26 лет ему поручили выполнение важного задания международного значения. В то время это предполагало огромную ответственность.

КАК СПАСАЛИ «ИТАЛИЮ»

Перенесёмся мысленно подальше от нашего города — в далёкую Арктику. В первой половине ХХ века освоение приполярных областей было одной из самых ярких международных околонаучных тем. Географические открытия, удачные и неудачные попытки достижения обоих полюсов планеты, плавания и полёты в полярные широты — к этой теме было приковано внимание всего мира. В «полярной гонке» участвовали разные страны. Имена Фритьофа Нансена, Руаля Амундсена, Георгия Седова, Отто Шмидта были известны всем мальчишкам планеты.

В мае 1928 года неподалёку от Шпицбергена потерпел крушение дирижабль «Италия»: воздушная экспедиция под руководством Умберто Нобиле с третьей попытки успешно достигла Северного полюса, сбросила там флаг своей страны, но на обратном пути произошла катастрофа. Из-за шторма и обледенения оболочки дирижабль врезался в лёд. Большей части экипажа удалось спастись, а в уцелевшем имуществе нашлись съестные припасы, палатка, навигационные инструменты и радиостанция — их заранее приготовили для несостоявшейся высадки на лёд. Сигнал бедствия поймал радиолюбитель из Северодвинска, после чего началась международная операция по спасению итальянских полярников.

В поисках принимали участие несколько десятков кораблей из разных стран — одно это говорит о том, насколько «горячей» была в те годы тема холодной северной романтики. Советский Союз снарядил к Шпицбергену ледокольный пароход «Малыгин» и самый мощный в мире ледокол «Красин», на борт которого был погружён самолёт «Юнкерс-Гигант» (ЮГ-1). В состав экипажа воздушного судна с позывным «Красный медведь» в качестве штурмана включили Анатолия Алексеева.

Воздушная разведка дала результаты: именно наш земляк смог засечь и передать на базу точные координаты нахождения части итальянских полярников — из-за движения льдов выжившие оказались разнесены в пространстве. На обратном пути неприятности случились уже с самолётом: он попал в густой туман, совершил экстренную посадку на лёд и получил повреждения. Экипаж радировал, что отказывается от помощи до тех пор, пока не будут спасены итальянцы, ресурсы которых были уже на исходе. Анатолий Алексеев вместе с другими лётчиками провёл на льдине неделю. Всех полярников, включая членов итальянской экспедиции, подняли на борт ледокола «Красин». О подвиге советских пилотов и моряков без преувеличения писала вся мировая пресса.

НА ПОЛЮС!

Через несколько лет Анатолий Алексеев, ставший к тому времени опытнейшим полярным лётчиком, возглавил один из четырёх воздушных экипажей при организации первой в мире советской научной дрейфующей станции «Северный полюс-1».

Подготовка к экспедиции началась 85 лет назад, в 1936 году. С помощью нескольких самолётов предполагалось доставить на полюс людей с достаточным для полугодового пребывания продовольствием и снаряжением.

Сборы заняли почти год: радиостанции, аккумуляторы, динамо-машины, нарты и многое другое делались по заказу в единственном экземпляре.

Эскадра воздушной экспедиции состояла из трёх тяжёлых самолётов АНТ-6 и одного самолёта-разведчика АНТ-7. Первую машину вёл к полюсу Михаил Водопьянов, вторую — Василий Молоков, третью — Анатолий Алексеев.

Экспедиция стартовала 21 мая 1937 года с острова Рудольфа (Земля Франца-Иосифа). На борту была знаменитая «папанинская четвёрка»: Иван Папанин, Евгений Фёдоров, Эрнст Кренкель, Пётр Ширшов. Посадка прошла успешно, на льду начали разбивать лагерь. Через несколько дней к полярникам прибыли самолёты Молокова и Алексеева, везшие основной груз и снаряжение. Мы можем гордиться тем, что экипаж нашего земляка первым в мире совершил посадку с максимальным приближением к полюсу — всего восемь километров до «макушки Земли»!

Возвращение лётчиков стало событием всесоюзного масштаба: на аэродроме в Москве их встречали члены правительства, героев торжественно провезли по улицам столицы, а в Большом Кремлёвском дворце состоялся праздничный ужин и концерт.

27 июня 1937 года командиру экипажа самолёта Н-172 Анатолию Дмитриевичу Алексееву было присвоено звание Героя Советского Союза.

ПРАЗДНИК В ЗАГОРСКЕ

К этому времени его уже ждали на малой родине — в Загорске. 28 июня 1938 года исполком нашего горсовета собрался на экстренное заседание с единственным вопросом в повестке дня: «Об организации общегородского праздника в честь Героя СССР, командира корабля Н-172 Анатолия Дмитриевича Алексеева, гражданина города Загорска». После горячей дискуссии было решено организовать массовое гуляние в местном лесопарковом хозяйстве, переименовать улицу Соловьёвскую в улицу Анатолия Алексеева и срочно отремонтировать стоящий там же дом отца героя.

Праздник состоялся 6 июля: наш земляк прилетел в родной город, посадив самолёт на поле возле Келарских прудов.

***

Несмотря на рискованную профессию, Анатолий Алексеев прожил долгую жизнь. Был участником Великой Отечественной войны, впоследствии много лет работал лётчиком-испытателем, впервые подняв в воздух 72 типа самолётов и планеров. Помимо звания Героя Советского Союза, за годы службы имел множество высоких наград: три ордена Ленина, пять орденов Боевого Красного Знамени, три ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени.

Скончался 29 января 1974 года в Москве в возрасте 72 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Александр ГИРЛИН