Инцидент произошёл в Сергиевом Посаде в  подземном переходе напротив Лавры. Двое взрослых мужчин избили уличных музыкантов за то, что в песне якобы прозвучало матерное слово. Когда на ребят полезли с кулаками, в качестве обороны они применили перцовый баллончик. Это ещё больше разозлило обидчиков. По словам очевидцев, «наказывали» провинившихся подростков с особой жестокостью: били, в том числе, и ногами по голове. Пострадавшим пришлось обратиться в травмпункт Районной больницы, у одного из мальчишек оказались порваны связки на ноге, у другого повреждена рука. Теперь им предстоит долгий период реабилитации, играть они вре- менно не смогут.

Сами музыканты утверждают, что мата в песне, которую они исполняли в переходе у Лавры, не было. Просто мужчины, которые, по словам пострадавших, вели себя не адекватно, неверно услышали одно слово. Завязалась словесная перепалка, и когда музыканты увидели, что дело пахнет тумаками, решили перейти в жёсткую оборону и достали баллончик. Такого оскорбления поборники цензуры стерпеть уже не смогли и разобрались с мальчишками по своим понятиям. К чести нападавших можно только сказать разве лишь то, что они проявили джентльменство и не тронули девочку, которая также играла в переходе.

Однако больше самого инцидента нас потрясли комментарии, которые люди оставляли под постом, размещённым в социальной сети «Вконтакте». Мнения разделились, кто-то откровенно обличал музыкантов в нарушении общественного спокойствия и считал, что они, в конечном счёте, получили по заслугам:

— Заработок путём загрязнения города шумом... Сомнительно. Это как магазины с орущей около них колонкой с рекламой. Учитесь нормально играть и петь, в не*** перемен по кругу, записывайте свои темы, выкладывайте на цифровую дистрибьюцию и зарабатывайте. Даже школьники рэперы зарабатывают на написании битов, хоть и кривых пока что, но кому-то продают. Но они никому не мешают этим.

— Я иду в общественном месте, говорю по телефону, и мне в уши начинает литься то, чего я не хочу, потому что кто-то решил заработать. Если я все свои четыре киловатта выставлю просто так, несогласованно, без афиш, посредь города и начну играть или ставить то, что нравится мне, собирая донат, — 90 % скажут, что я ушлёпок.

Точно так же бесит школота в жблками (имеются в виду популярные акустические системы марки JBL, которые подключают к телефонам) и тазы с сабами (автомобили с очень мощными басовыми колонками) — лишний шум, загрязняющий город.

— А  может, просто материться и исполнять всякую фигню у себя дома? Ну никого не побьют, если будут хорошо и качественно петь, а так быдло нашло такое же быдло, раньше в плохих артистов кидали помидоры и яйца, а нынче продукты дорогие. Нехрен лезть на публику, если нечего показать дельного. Какое творчество, такие и овации.

Но у музыкантов нашлись и заступники, которые ничего не имеют против уличных концертов и считают, что мужчинам нельзя было заниматься самосудом:

— Их избили не потому, что они мешали, это предлог. Не было бы их, избили бы бомжа, не было бы бомжа, избили бы какого-нибудь подростка, только обязательно слабого. Кто сдачи не даст.

— Нет, матом плохо петь, мне это так же, как и вам, не нравится, но бить это слишком. Сейчас даже дети на площадке матерятся так, но мы не бежим на них с кулаками.

— Была в Ярославле. Гуляли по набережной. На склоне параллельно шли кришнаиты танцевали и пели: «Хари Кришна». Никто не подошёл и не избил их... Церквей там более чем достаточно. Может, дело не в молодом человеке, а в нетерпимости верующих?

— Люди! Опомнитесь! Пели студенты в переходе. Тем, кому не нравится, они не пришли к вам на кухню. Кто считает, что попрошайки, не давайте, проходите мимо. Но избивать! Это просто УЖАС. Ребята пели, а не со стаканами и шприцами стояли. Кем надо быть, чтобы избить студентов до таких травм. Даже слов нет.

***

Попробуем разобраться, что законно в этой ситуации, а что нет. Первое, что неоспоримо: разбираться с мальчишками кулаками мужчины не имели права. При нарушении общественного порядка нужно было вызвать полицию. В данном случае за нанесение побоев виновных можно привлечь как к административной, так и к уголовной ответственности. Если потерпевший не утратил работоспособности: телесные повреждения оказались не настолько серьёзными, чтобы оформить ему больничный. Например, лёгкий ушиб или синяк не считаются помехой для работы. В этом случае виновного в нанесении побоев можно привлечь по статье 6.1.1 КоАП РФ. Санкции по ней — штраф в размере от 5000 до 30 000 рублей, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов.

В нашем случае были нанесены более серьёзные повреждения, которые тянут уже на уголовную ответственность. Мера наказания, как правило, зависит от тяжести вреда здоровью. Теперь вернёмся к музыкантам. Мат в общественном месте недопустим и наказуем. За употребление нецензурных слов нарушителям положен штраф от 500 до 1000 рублей или арест до 15 суток.

Если данные действия усугубляются неуважением к полиции и другим представителям власти, штраф далее возрастает до 2500 рублей. Но для того, чтобы применить такое наказание, нужно привести неоспоримые доказательства.

Некоторые считают, что музыкантам вообще не место на улицах, якобы они нарушают закон о тишине. Но вряд ли это правило можно отнести к игре в переходе, где музыка не выходит за рамки подземного пространства.

В любом случае, если не шуметь после установленных законом 22 часов, то штраф не наложат.

Претензии, что уличные музыканты занимаются предпринимательской деятельностью и не платят с неё налоги, тоже неправомерны. Здесь нет фиксированных тарифов за выступление. Люди сами решают, платить артисту или нет.

Даже если в гитарном чехле наберётся приличная сумма, непонятно, как рассматривать такие деньги с точки зрения закона. Они могут быть чем угодно: пожертвованием, даром, платой за услугу.

Ещё один деликатный момент, артисты, как правило, исполняют известные композиции. С одной стороны, выступать с чужими песнями на публике без договора с правообладателем — незаконно, с другой — крайне сложно наказать уличных музыкантов за нарушение авторских прав.

Оксана Перевозникова

Фото Александра Гирлина